Образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного образовательного учреждения средней образовательной школы с.п.Герменчик дошкольного блока Урванского муниципального района КБР
Описание образовательной программы
Образовательная программа муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения МКОУ СОШ с.п.Герменчик дошколный блок (далее ОП МКОУ СОШ с.п.Герменчик дошколного блока) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО), утв. приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028, особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей).
ОП разработана также с учётом нормативных правовых актов, которые содержат обязательные требования к условиям организации дошкольного образования:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон 24.12.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред.от14.07.2022).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2022 г. № 874 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ"
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 №225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования (зарегистрирован 31.08.2020 №59599).
- Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08. 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2010г.№18638) (ред. от 31.05.2011).
- Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 №36204) (ред.от 13.05.2019)
- Приказ Минобрнауки Россиии от 11мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466 (ред. От 07.04.2017) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (ред. от 23.12.2020) Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Образовательная программа МКОУ СОШ с.п. Герменчик дошкольного блока реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация образовательной программы МКОУ СОШ с.п. Герменчик дошкольного блока на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.
ОП МКОУ СОШ с.п. Герменчик дошкольного блока позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования:
· обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
· создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
· создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования вне зависимости от места проживания.
ОП МКОУ СОШ с.п. Герменчик дошкольного блока состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы дошкольного блока соответствует ФОП ДО и составляет не менее 60 процентов от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40 процентов и ориентирована:
· На специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
· сложившиеся традиции дошкольного блока;
· парциальные образовательные программы и формы организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и дошкольного блока в целом.
Содержание и планируемые результаты Образовательной программы дошкольного блока не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.
ОП дошкольного блока предназначена для реализации в группах для детей от 2-х до 7 (8) лет. Она включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня детей в группах раннего и дошкольного возраста, календарный план воспитательной работы.
В ОП дошкольного блока содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения программы в раннем и дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ОП; подходы к педагогической диагностике, достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел ОП дошкольного блока включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел ОП дошкольного блока входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел ОП МКОУ СОШ с.п. Герменчик дошкольного блока включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в дошкольном блоке; материально-техническое обеспечение ОП МКОУ СОШ с.п. Герменчик дошкольного блока, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел также включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
МКОУ СОШ с.п.Герменчик дошкольного блока имеет возможность использовать право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Реализация ОП МКОУ СОШ с.п.Герменчик дошкольного блока, направленной на обучение и воспитание, предполагает интеграцию задач обучения и воспитания в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, обеспечивает основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.