Охрана окружающей среды — это меры для обеспечения благоприятных
условий жизнедеятельности, направленные на уменьшение негативного влияния
человека на природу.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от
29.07.2018) «Об охране окружающей среды»
Нормативно-правовая база, регламентирующая экологическое воспитание в
системе образования Российской Федерации
Важные задачи государственной политики в сфере экологии:
· охрана
окружающей среды;
· ответственное
природопользование;
· активная
вовлеченность граждан, общественных организаций в различные социальные проекты,
в том числе в решение экологических проблем;
Нормативные документы международного уровня:
· Программы
ООН по окружающей среде (ЮНЕП) (1972);
· Всемирной
стратегии охраны природы (1980);
· «Забота
о планете Земля - Стратегия устойчивой жизни» (1991).
· Концепция
устойчивого развития (1992).
Нормативные документы, отмечающие важность непрерывного экологического
образования:
· Экологическая
доктрина (2002);
· Закон
Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002);
· Основы
государственной политики в области экологического развития Российской Федерации
на период до 2030 года (2012);
· «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Основная задача экологического образования и просвещения - повышение
экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных
навыков и знаний в области экологии.
Закон «Об охране окружающей среды» Статья
74. Экологическое просвещение
- В целях формирования экологической культуры в
обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального
использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение
посредством распространения экологических знаний об экологической
безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных
ресурсов.
- Экологическое просвещение, в том числе
информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей
среды и законодательстве в области экологической безопасности,
осуществляется органами государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой
информации, а также организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками,
природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными
юридическими лицами.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе»
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»
Федеральный закон №7 «Об охране окружающей
среды»
В Российской Федерации
организовано движение ЭКА – экологическая общественная
организация.
Их цель — вовлечь как можно больше людей
в снижение экоследа и бережное отношение к природе. Движение занимается
экопросвещением, лесовосстановлением, защитой экоправ, продвижением раздельного
сбора отходов и др. В марте 2020 года движение выпустило пособие
«Как сделать школу “зеленой”
В методичке собраны рекомендации
экспертов, как развивать экологические инициативы в школах, представлены
примеры экопрактик, внедренных силами активных учителей и учеников в разных
регионах России.
Сегодня перед всем обществом стоит очень
важная задача – сохранить природу для будущих жителей планеты,
считает Наталья Чудовская, координатор программы «Зеленые школы России».
«Роль учителя в этом очень ценна:
формировать экологическую культуру нового поколения, учить его практическим
шагам по снижению экоследа, стать вдохновителем и драйвером «зеленых» изменений
и создания более устойчивой школьной среды. Представленные в пособии
алгоритмы и практики помогут учителям успешно работать в этом направлении», —
отметила Чудовская.
Методичка «Как сделать школу “зеленой”
будет полезна учителям, администрациям школ, ученикам и их родителям.
В пособии собраны успешные практики и
рекомендации экспертов по внедрению:
§ системы ответственного
обращения с отходами: раздельный сбор, использование альтернатив одноразовым
вещам, компостирование и др.;
§ озеленения;
§ мер по сбережению
энергии, воды и других ресурсов;
§ ответственных закупок.
Внедрение описанных «зеленых» мер
поможет школе воспитать более ответственное поколение, повысить репутацию,
снизить свой экологический след, внести вклад в развитие экологической культуры
в обществе и в реализацию Целей устойчивого развития ООН.
Скачать пособие можно на сайте Экокласс.рф.
Полезные ссылки по экологии
Министерство природных ресурсов РФ — на сайте
представлены новости, события дня, природно-ресурсный комплекс,
законодательство, федеральные целевые программы, конкурсы, ссылки, бюллетень
«Использование и охрана природных ресурсов России.
Российский национальный комитет содействия Программе ООН по
окружающей среде — на сайте представлены программа деятельности,
документы по сохранению окружающей среды международных организаций ЮНЕП,
ЮНЕПКОМ, публикации по устойчивому развитию и глобальным проблемам окружающей
среды.
Федеральная служба по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — на сайте
представлены материалы об изменении климата, научные исследования, информация о
загрязнении окружающей среды, экологическом состоянии регионов РФ и стран СНГ.
Особо охраняемые природные территории
§ Особо охраняемые природные территории России— на сайте
представлена информация по 101 заповедникам, 35 национальным паркам и 68
федеральным заказникам РФ.
§ Редкие и исчезающие животные России и зарубежья — на сайте можно
просмотреть списки редких и исчезающих животных, просмотреть иллюстрации или
послушать голоса животных.
Экологические порталы
Всероссийский
экологический портал — все об экологии в одном месте.
Представлены: каталог ссылок на экологические сайты, электронная библиотека,
статьи по всем темам, новости.
Природа России. Национальный портал — содержит
аналитическую, статистическую и справочную информацию о состоянии природных
ресурсов (биологических, климатических, лесных, водных и т.д.) различных
регионов России.
Образовательные ресурсы по экологии
Школа Юного эколога. Экологический
клуб «ASIO» — на страницах сайта представлены методы
различных экологических исследований, которые можно проводить в школе, в
окрестности вашего населенного пункта. А также рекомендации к оформлению работ
и результатов исследования.
Сайт «Я иду на урок биологии» — на сайте
представлен раздел «Экология» в котором предложены материалы по темам:
Экосистемы, Биосфера. Охрана биосферы; Влияние деятельности человека на
биосферу
Электронная версия газеты «Биология» — в электронной
версии газеты представлена рубрика «Экология» с перечнем тематических статей.
Экоигры для детей
§ Игра "Собери мусор! - не дай мусору
заполнить улицы города! Сказочный персонаж поможет тебе сделать это. Вперёд!
§ Игра
"Помоги очистить атмосферу" - уничтожь вредные выбросы завода,
пройдя несколько уровней.
§ Онлайн игра "Рыбный дождь" - Ихтиология
взволновала весь мир! Некоторые виды рыб стали редки и были занесены в «Красную
книгу», возможно, они даже совсем исчезнут… Многие животные и птицы могут
лишиться пищи! Твоя задача - спасти исчезающие виды рыбы от гибели и
предотвратить целую экологическую катастрофу. Специальная экспедиция
отправляется с целью собрать как можно больше видов исчезающих рыб для лаборатории,
а затем размножить их и выпустить в природу. Будь осторожен! Падать будут не
только рыбы, но и всякие камни, бревна. Они могут сорвать всю экспедицию!
§ Игра
"Мы и энергия" - эта игра в стиле квест позволяет
в игровой форме познакомиться с методами и технологиями энергосбережения.
§ Игра
"Родные просторы" - в игре представлено несколько
природных ландшафтов, в которых игрокам нужно найти растения соответствующие
этим ландшафтам.
§ Игра
"Вырасти цветок" - в игре нужно совершить
путешествие по волшебному лесу и вырастить несколько красивых цветов.
Дистанционные образовательные проекты
для детей
Детский
телекоммуникационный проект «Экологическое содружество» — на сайте
представлены: методические разработки, электронная конференция, детские
исследования, экологический вестник.
Дистанционный образовательный
проект «Экоград» — обучающие материалы по экологии (по теме
проекта), задания для участников, методики экологических экспериментов,
методические рекомендации по их выполнению, критерии оценивания результатов.