УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании Педагогического совета
И.о.директора МКОУ СОШ с.п.Герменчик
МКОУ СОШ с.п.Герменчик
____________ Ажиева З.М.
Протокол от «26» 08 2025 г. № 1
Приказ от « 26 » 08 2025 г. №57-ОД
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ШСК «Футбол»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: обучающиеся 13-17 лет
Срок реализации: 1 год,72 часа
Форма обучения: очная
Автор-составитель: Мезов Аслан Русланович, учитель физической культуры
с.п.Герменчик, 2025 год
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» имеет физкультурноспортивную направленность, так как развивает бережное отношение к своему
здоровью и способствует укреплению общего физического развития обучающихся.
Нормативно-правовая база. Программа разработана в соответствии с
нормативноправовыми документами в сфере дополнительного образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации (ред. от 31.07.2020 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07 2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав МКОУ «СОШ» с.п.Герменчик
Положение о дополнительной общеразвивающей программе (приказ от
17.09.2024 г. № 526).
Направленность программы. Программа «Футбол» относится к физкультурноспортивной направленности.
Актуальность программы. Футбол базируется на востребованности
современного общества приобщении детей разного возраста к активным видам
спорта для укрепления здоровья, развития умственных и физических качеств.
Освоение учащимися теории и практики программы обеспечивает улучшение
показателей их общей физической и специальной подготовки, общее укрепление
здоровья, способствует формированию социально-позитивной модели поведения,
приобщает к здоровому образу жизни, ограждает от негативного влияния улицы,
формирует неприятие вредных привычек, создает условия для социальной
адаптации и самореализации.
Занятия футболом развивают скорость и неординарность мышления,
аналитические способности и мыслительную активность в выстраивании игровой
стратегии и тактики, адекватность восприятия и действия в спортивной ситуации,
физические качества и двигательные навыки, позитивные командные
взаимоотношения, культуру и этику поведения спортсмена. Режим тренировок
укрепляет сердечно-сосудистую, костно-мышечную и дыхательную системы;
улучшает объемное и периферическое зрение, координацию и точность движений,
общую моторику, глазомер, моторную память; развивает ориентировку в
пространстве, быстроту реакции на зрительные и слуховые сигналы, способность к
быстрым чередованиям напряжения и расслабления.
Отличительные особенности программы. Материал программы базируется на
необходимости активного физического развития детей и подростков в современных
условиях.
Важной частью процесса обучения является участие в соревнованиях по футболу.
Это учит учащихся преодолевать усталость, неуверенность; позволяет пережить
ситуацию успеха, повысить самооценку, добиться желаемых спортивных
результатов. Программный материал учитывает необходимость психологической
подготовки учащихся к соревнованиям, которая формирует
положительную мотивацию, проявляет чувство собственного достоинства
и уверенность в своих силах, снимает чувство страха, неуверенности перед
соперником, укрепляет волю.
Освоение теории и практики программного материала улучшает общие и
специальные физические показатели учащихся, раскрывает и усиливает их
интеллектуальные и мыслительные способности; вооружает значительным
объемом специальных знаний и тактико-технических действий; обеспечивает
последовательность и непрерывность целостного процесса духовного и
физического становления юных спортсменов, преемственность в повышении их
спортивного мастерства; формирует и воспитывает духовно-нравственные и
личностные качества: любознательность, познавательную активность,
ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, выдержка,
работоспособность, аккуратность, честность, скромность, дружелюбие,
стремление к взаимопомощи, силу воли, способность к самодисциплине и
самоконтролю, основы здорового образа жизни, патриотические представления.
В основу программы положены нормативные требования по физической и
спортивнотехнической подготовке на основе технической программы
Международной Федерации Футбола , научные и методические разработки
отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в
последние годы для подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Включает в себя подбор упражнений для формирования и улучшения
физических и технических показателей по интенсивности, энергоемкости,
координационной сложности и психической напряженности в соответствии с
сенситивными периодами развития детей и подростков, а также широкое
привлечение упражнений из сопутствующих видов спорта.
Упражнения по общефизической и специальной физической подготовке
(ОФП, СФП) выделены в отдельные разделы учебно-тематического
планирования программы, но отрабатываются на каждом занятии в зависимости
от нагрузки. Занятия ОФП укрепляют здоровье, улучшают общее физическое
развитие, развивают и укрепляют костно-мышечную систему, улучшают
функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развивают
основные физические качества и показатели учащихся. Содержание СФП
составляют упражнения на развитие силовых, скоростно-силовых способностей,
гибкости, ловкости, равновесия. В основу упражнений СФП положены
технические действия, поэтому большая часть упражнений сопряжена с
тренировочными движениями волейбола. При этом программа «Футбол»
предусматривает поэтапное развитие необходимых способностей, двигательных
и координационных качеств, черт характера и свойств личности.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и
организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах подготовки.
Учебный материал программы не разделяется на теорию и практику. В процессе
занятий весь теоретический материал осваивается только через практические
формы работы.
Уровень программы: базовый.
Вид программы: модифицированный.
Актуальность программы заключается в том, что футбол – командная
игра, но на первый план выходит индивидуальное обучение технике игровых
действий и развитие координационных способностей каждого обучающегося.
Футбол – это игра со своими законами и правилами, общими закономерности и
принципами подготовки. И поэтому образовательный процесс по данной
программе должен быть построен на основе этих закономерностей и принципов.
Например, закономерности освоения техники игровых приемов. Одна из них
заключается в том, что в основе эффективной техники лежит хорошая
координация, взаимодействие в команде.
Помимо этого, игровой мотив выступает средством развлечения, отдыха и
нервной разрядки, что также является немаловажным. Систематические занятия
футболом способствуют повышению общего уровня двигательной активности
детей, служат важным фактором компенсации гиподинамии, что, безусловно,
положительно скажется на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Новизна программы. На этом этапе обучающиеся знакомятся с историей
футбола, значением техники и тактики игры в достижении высоких результатов,
правилами игры, гигиеническими требованиями и первой доврачебной
помощью. Дети начинают осваивать процедуру тестирования, обучаются
правилам и умениям выполнять тесты. Затем продолжается освоение основ
индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол, умение играть
в соответствии с правилами.
Отличительные особенности состоит в том, что на всех этапах
продолжается активная работа, направленная на сохранение и укрепление
здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение
жизненно важных двигательных навыков и качеств, расширение круга
технических приемов футбола, обучение основам тактики игры. Применение
метода психорегуляции в тренировках и на соревнованиях сориентирует
обучающихся на достижение наивысших результатов в освоении игры и
стремлению к победам. Программа направлена на:
отбор одаренных детей;
создание условий для физического образования, воспитания и развития
детей;
формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры
и спорта в футболе;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
организации, реализующие профессиональные образовательные программы в
области физической культуры и спорта;
организацию досуга и формирование потребности в поддержании
здорового образа жизни.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
занятия по этой программе позволят обучающимся восполнить недостаток
определённых навыков и овладеть необходимыми приемами игры в футбол для
организации своего свободного времени. Программа актуальна на сегодняшний
день, т.к. ее реализация восполняет недостаток двигательной активности,
имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой. Систематические
занятия футболом способствуют развитию у учащихся: силы, быстроты,
выносливости, решительности, чувства коллективизма, а также улучшают
деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной
системы и др., что плодотворно сказывается на здоровье занимающихся.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 13-17 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 72 часа.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 часа.
Продолжительность
занятия 40 минут, перерыв на отдых 10 минут.
Наполняемость группы: 10-25 человек.
Форма обучения: очная.
Формы занятий:
индивидуальные;
парные;
групповые;
подгрупповые;
коллективные.
Цель: развитие индивидуальных потребностей обучающихся в физическом,
интеллектуальном и нравственном совершенствовании через занятия
футболом.
Задачи программы:
Личностные:
воспитать патриотические качества, чувство гордости за отечественный
футбол;
развить коммуникативные способности обучающихся;
развить способность детей работать как индивидуально, так и
взаимодействовать в команде;
развить познавательные способности (внимание, мышление,
воображение, память, восприятие);
обучить контролю, самоконтролю и самодисциплине.
Предметные:
познакомить с историей происхождения футбола;
выявить индивидуальные способности в физкультурно-спортивной
направленности;
обучить основным техникам и приёмам командной игры;
сформировать координационные качества и скоростные способности,
тактическую гибкость;
развить творческий потенциал, логическое и креативное мышление
каждого обучающегося;
выявить талантливых детей, проявляющих выдающиеся способности в
спорте;
сформировать у детей стойкий интерес не только к футболу, но и к
спорту в целом.
Метапредметные:
сформировать положительное отношение к спорту, стремление
использовать полученные знания в процессе обучения в других областях в
жизни;
помочь в адаптации обучающихся к жизни в обществе;
сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни,
укрепить здоровье обучающихся;
помочь с выбором дальнейшей профессии, связанной со спортом;
сформировать умение демонстрировать результаты своей деятельности,
труда и личные достижения.
Учебный план
№
п/п
Наименование
раздела, темы
1
Введение. Знакомство.
Инструктаж по охране
труда и технике
безопасности
История возникновения
футбола. Футбол в
разных странах
2
Количество часов
всего
теория практика
3
1
1
1
1
беседа,
педагогическое
наблюдение
опрос, педагогическое
наблюдение
беседа,
педагогическое
наблюдение
беседа, выполнение
заданий
беседа, выполнение
заданий,
тестирование
беседа, выполнение
заданий,
тестирование
беседа, выполнение
заданий,
педагогическое
наблюдение
беседа, выполнение
заданий,
тестирование
опрос, выполнение
заданий
наблюдение,
выполнение заданий
наблюдение,
выполнение заданий,
педагогическое
наблюдение
выполнение заданий,
соревнования
Разновидности футбола
3
1
1
4
Теория и методика
физической культуры и
спорта
Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая подготовка
3
1
1
3
1
1
3
1
1
Специфическая
интегральная
подготовка
Специальная
техническая подготовка
3
1
1
3
1
1
9
Специальная
тактическая подготовка
3
1
1
10
Мини-футбол
3
1
1
11
Игровая подготовка
3
1
1
12
Спортивная жизнь
3
2
2
13
Самостоятельная
работа. Тренировочные
задания
Итоговые занятия
3
1
1
3
1
1
ВСЕГО:
72
часа
15
часа
15
часов
6
7
8
14
опрос
3
3
5
Формы аттестации /
контроля
педагогическое,
наблюдение
тестирование
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение. Знакомство. Инструктаж по охране труда и технике
безопасности - 3 часа.
Теория: Знакомство обучающихся. Выработка правил работы в команде, на
занятиях. Проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности на
занятиях, на футбольном поле, спортивном зале.
Раздел 2. История возникновения футбола. Футбол в разных странах – 3
часа.
Теория: Что такое футбол. Рассказ об истории его возникновения. История
отечественного и современного футбола. Как играют в футбол в других
странах. Основные различия в правилах игры.
Раздел 3. Разновидности футбола – 3 часа.
Теория: Объяснение нового материла о видах футбола. Рассказ, беседа с
обучающимися. Чем они схожи и различаются. Правила игры в разных видах
футбола.
Практика: Отработка тактик и приёмов игры в футбол.
Раздел 4. Теория и методика физической культуры и спорта – 3 часа.
Теория: Объяснение нового материала. Понятие о физической культуре и
спорте. Физическая культура и спорт в России, мире, международные
соревнования, чемпионаты мира Европы, Олимпийские игры 1956 и 1988 гг.,
выдающиеся спортсмены прошлых лет. Современный футбол в России и за
рубежом.
Практика: Отработка отдельных упражнений и практических заданий,
изученных приемов и тактик игры в футбол.
Раздел 5. Общая физическая подготовка – 3 часов.
Теория: Понятие о физической подготовке футболистов: здоровья,
телосложения и физических качеств. Физические качества футболистов.
Взаимосвязь
между
физическими
качествами
и
технической
подготовленностью.
Практика: Упражнения на скоростные качества, силовые качества,
выносливость, координационные качества, ловкость и гибкость.
Раздел 6. Специальная физическая подготовка – 3 часа.
Теория: Строение и функции различных систем организма человека. Влияние
физических упражнений на организм юных футболистов, совершенствование
функций мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем при
выполнении физических упражнений на занятиях футболом.
Практика: Практическая отработка упражнений по специальной физической
подготовке. Упражнения на скорость и выносливость.
Раздел 7. Специфическая интегральная подготовка – 3 часа.
Теория: Игра в футбол и футбольные упражнения. Нагрузка игры и
специфических упражнений, применяемых для повышения ее эффективности.
Структура двигательной активности в игре и в специальных упражнениях.
Классификация специальных игровых упражнений (большие, малые и средние
игры), направленность нагрузки специальных упражнений.
Практика: Соревновательные игры как одно из основных средств специальной
интегральной подготовки.
Раздел 8. Специальная техническая подготовка – 3 часа.
Теория: Понятие о спортивной технике. Особенности технической подготовки
юных футболистов. Совершенствование внутримышечной и межмышечной
координации как основной путь освоения техники футбола. Техника работы с
мячом в условиях школьного футбола. Применение технических приемов в
различных игровых ситуациях.
Практика: Отработка и совершенствование техники ударов по мячу ногой и
головой, ведения, обводки и финтов, отбора и вбрасывания мяча, остановки
мяча различными частями тела (голова, ноги, плечи).
Раздел 9. Специальная тактическая подготовка – 3 часа.
Теория: Понятие о стратегии, тактике, системе и стиле игры. Командная,
групповая и индивидуальная тактика. Тактика атакующих и оборонительных
действий. Реализация избранной тактической схемы игры в зависимости от
тактики соперника. Тактические замены в играх.
Практика: Отработка и совершенствование упражнений в рамках тактической
подготовки обучающихся. Выполнение упражнений и индивидуальных
практических заданий на скорость, выносливость. Отработка ритма и
быстроты движений.
Раздел 10. Мини-футбол – 3 часа.
Теория: Что такое мини-футбол. Рассказ о правилах игры в мини-футбол.
Время, количество игроков, основные правила игры, различия.
Практика: Отработка на практике основных правил, приемов и тактик игры в
мини-футбол. Проведение игры в мини-футбол.
Раздел 11. Игровая подготовка – 3 часа.
Теория: Объяснение нового материала по заявленной теме. Теоретические
основы игры, основные приемы защиты, нападения.
Практика: Отработка основных позиций защиты, полузащиты, нападения,
тактик и приёмов игры на футбольном поле.
Раздел 12. Спортивная жизнь – 3 часа.
Теория: Объяснение нового материала по заявленной теме. Теоретические
основы личной гигиены, спортивного питания, определенных ограничений.
Практика: Проведение квест-игры «Я футболист!». Проведение активных
методов работы «Мозговой штурм».
Раздел 13. Самостоятельная работа. Тренировочные задания – 3 часа.
Практика: Под самостоятельной работой подразумевается выполнение
комплекса упражнений, составленных педагогом, для решения следующих
задач:
1. Привитие обучающимся навыков здорового образа жизни.
2. Освоение техники игры в футбол.
3. Повторение пройденного материала.
Проведение тренировочных заданий.
Раздел 14. Итоговые занятия – 3 часа.
Практика: Проведение итоговой аттестации обучающихся путем выставления
баллов (согласно разработанным критериям оценки). Выполнение
контрольных заданий, тестирования. Итоговая аттестация проводится по
окончании реализации программы и заключается в определении соответствия
уровня ее освоения.
Планируемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся:
1. разовьют патриотические качества, чувство гордости за отечественный
футбол;
2. разовьют свои коммуникативные способности;
3. разовьют свою способность работать как индивидуально, так и при
взаимодействии в команде;
4. разовьют познавательные способности (внимание, мышление,
воображение, память, восприятие);
5. проявят навыки контроля, самоконтроля и самодисциплины.
Предметные:
Обучающиеся:
6. познакомятся с историей происхождения футбола;
7. проявят индивидуальные способности в физкультурно-спортивной
направленности;
8. обучатся основным техникам и приёмам командной игры;
9. сформируют координационные качества и скоростные способности,
тактическую гибкость;
10.
разовьют творческий потенциал, логическое и креативное
мышление;
11.
проявят свои способности в спорте;
12.
сформируют стойкий интерес не только к футболу, но и к спорту
в целом.
Метапредметные:
Обучающиеся:
13.
сформируют положительное отношение к спорту, стремление
использовать полученные знания в процессе обучения в других областях в
жизни;
14.сформируют способность в адаптации к жизни в обществе;
15.
сформируют культуру здорового и безопасного образа жизни,
укрепят здоровье;
16.
определятся с выбором дальнейшей профессии, связанной со
спортом;
17.
научатся демонстрировать результаты своей деятельности, труда
и личные достижения.
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения
(базовый
уровень)
Дата
начала
учебного
года
01.09.
Дата
окончания
учебного
года
30.05.
Количество Количество
учебных
учебных
недель
часов в год
36
72
Режим
занятий
2
раза
неделю
в
Условия реализации программы
Занятия проводятся в оборудованном кабинете (спортивном зале,
спортивном поле) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими: высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка,
секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы (приказ Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»).
Материально-техническое оснащение:
спортивный зал;
спортивное поле;
учебный кабинет, оснащенный мебелью, для проведения
теоретических занятий;
ворота футбольные уменьшенные переносные;
ворота футбольные;
мяч футбольный;
стойки для обводки;
фишки;
секундомер;
манишка;
скакалка;
насос;
сетка для переноски мячей;
флаги для разметки футбольного поля;
щитки футбольные.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
данная дополнительная общеразвивающая программа;
инструктажи по технике безопасности и охране труда;
учебно-методические пособия по футболу;
тематические методические пособия и разработки;
различный наглядный материал (схемы футбольного поля, таблицы,
обучающие плакаты);
учебно-демонстрационные материалы;
дидактические пособия;
тематические презентации;
тематические видеоматериалы;
электронные образовательные ресурсы;
Интернет-ресурсы.
Методы работы:
словесные (рассказ, лекция, беседа, объяснение);
наглядные (демонстрация, презентация, работа по схемам);
творческие (творческие задания и упражнения, тесты на логическое
мышление);
частично-поисковые (работа с различными источниками информации);
практические (упражнения, индивидуальные практические задания,
мозговой штурм, соревнования, игры, квест-игра, тесты).
Методы воспитания:
метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком
разъяснении сущности социальных и духовных отношении, норм и правил
поведения;
метод поощрения выражается в стимулировании деятельности
обучающихся.
Поощрение
вызывает
положительные
эмоции,
способствующие возникновению чувства уверенности ребёнка в своих силах;
метод упражнения предполагает такую организацию деятельности,
которая позволяет обучающимся накапливать привычки и опыт правильного
поведения, связывать слово с делом, убеждение с поведением;
метод контроля заключается в наблюдении за деятельностью и
поведением обучающихся с целью побуждения их к соблюдению
установленных правил, а также к выполнению определенных заданий.
Педагогические технологии:
индивидуальное обучение;
проблемное обучение;
личностно-ориентированный подход;
дифференцированное обучение;
развивающее обучение;
здоровьесберегающие;
игровые технологии;
интерактивное обучение;
информационно-коммуникационные и т.д.
Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса
Основным критерием здоровьесберегающих технологий является
правильная организация учебно-воспитательной деятельности. Прежде всего,
это выполнение санитарно-гигиенических правил:
режим проветривания;
влажная уборка помещения;
соответствующая нормам мебель и освещенность;
соблюдение норм физических и умственных нагрузок.
Известно, что устойчивая работоспособность характерна для середины
занятия. Этот момент необходимо учитывать при его планировании.
Необходимо
чередовать
различные
виды
деятельности
и
их
последовательность для обеспечения функциональной активности основных
систем организма в течение длительного времени. Для предупреждения
перегрузок, переутомлений необходимо чаще проводить смену видов
деятельности на занятии, физкультминутки и своевременно организовывать
перерывы.
К здоровьесберегающим технологиям необходимо отнести обеспечение
комфортного эмоционально-психического состояния обучающихся. Это
помощь обучающимся в адаптации к новым условиям, создание общей
эмоционально-положительной, дружественной, доверительной и доброй
атмосферой на занятиях. Не следует забывать о создании «ситуации успеха»,
которая позволяет ребенку находиться в состоянии психологического
равновесия, исключая стрессы, обусловленные ошибками при выполнении
задания, незнанием изучаемого материала.
Формы аттестации / контроля:
опрос;
беседа;
педагогическое наблюдение;
выполнение заданий;
соревнования;
тестирование.
Для полноценной реализации программы применяются следующие виды
контроля:
входная диагностика (оценка начального уровня обучающихся);
промежуточная диагностика (оценка уровня обучающихся на конец
первого полугодия, в декабре месяце);
итоговая диагностика (оценка уровня обучающихся на конец
учебного года, в мае месяце);
текущая диагностика (в течение всего учебного года путем
педагогического наблюдения).
Для проведения мониторинга уровня усвоения пройденного материала по
программе, разработаны критерии оценок, которые выставляются в общую
диагностическую карту при проведении аттестации обучающихся.
Оценочные материалы:
опросники;
тесты;
карточки с заданиями;
банк различных физических упражнений;
разработанные критерии оценки.
Критерии оценки результатов освоения программы
Параметры
Низкий
Средний
Высокий
0%-30%
31%-60%
61%-100%
Обучающийся
Обучающийся более
Обучающийся
Теоретические
поверхностно знает
уверенно обладает
хорошо знает
знания
теоретический материал.
информацией,
изученный материал.
Как правило, избегает
теоретическим
Специальные термины
употреблять специальные материалом. Сочетает употребляет осознанно,
термины
специальную
в полном соответствии
терминологию с
с их содержанием.
бытовой
Понимает, о чем
говорит, смело отвечает
на поставленные
вопросы педагога
Практические
знания
Упражнения
выполняются с
ошибками, не
качественно.
Обучающийся в
состоянии выполнять
лишь простейшие
практические задания и
упражнения педагога
Упражнения и задания
выполняет с
несущественными
ошибками, которые сам
осознает и исправляет,
имеет практическое
рвение к выполнению
поставленных целей и
задач. Нерешительно
выполняет
индивидуальные
задания педагога
Овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой.
Профессионален в
выполнении отдельных
практических заданий и
упражнений. Способен
результативно работать
в команде. Может
четко и качественно
отрабатывать
индивидуальные
задания педагога
Список литературы для педагогов:
1. Андреев СЛ. Футбол - твоя игра, М.: Просвещение, 2009г.
2. Голомазов С.В., Русанов А., Чирва Б.Г., Типичные игровые
ситуации. Ситуация, в которых выполняют удары по воротам ногой из
штрафной площади после ведения мяча. (Теория и практика футбола. 2000г.
3. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Теоретические основы
совершенствования точности действия с мячом. М.: СпортАкадемПресс,
2001г.
4. Голомазов С.В., РусановА., Чирва Б.Г. Типичные игровые ситуации.
Направления голевых передач и области, из которых они выполняются с игры
в зоне атаки. Теория и практика футбола, 2001г.
5. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Перенос тренированности в
точности выполнения технических приемов; Методические разработки для
слушателей ВШТ. Выпуск 5. М., РГАФК, 1998г.
6. Кантан В.В., Раннее физическое развитие ребенка, С-Пб, 2001г.
7. Крисфилд Д. В., Футбол, М.: АСТ; Астрель, 2006г.
8. Лапшин О.Б., Теория и методика подготовки юных футболистов, М.,
2010г.
9. Николаева Н.И., Школа мяча, Издательство «Детство-пресс», 2012г.
10. Тюленьков С.Ю., Федоров А.А., Футбол в зале: система подготовки,
М.: Терра- Спорт, 2000г.
Список литературы для обучающихся:
1. Крисфилд Д. В., Футбол, М.: АСТ; Астрель, 2006г.
2. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Теоретические основы
совершенствования точности действия с мячом. М.: СпортАкадемПресс,
2001г.
3. Голомазов С.В., РусановА., Чирва Б.Г. Типичные игровые ситуации.
Направления голевых передач и области, из которых они выполняются с игры
в зоне атаки. Теория и практика футбола. 2001г.
Интернет-ресурсы:
Российский футбольный союз: https://rfs.ru;
Футбол тренировочные процессы: www.vk.com/footballcoaching;
Мини-футбол для детей: www.cuppercup.ru.
Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании Педагогического совета
И.о. директора МКОУ СОШ с.п.Герменчик
МКОУ СОШ с.п.Герменчик
____________ Ажиева З.М.
Протокол от «26» 08 2025 г. №1
Приказ от «26» 28 2025 г. № 57
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
ШСК «Футбол»
с.п.Герменчик, 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная
программа
является
программой
дополнительного
образования,
предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому
воспитанию
общеобразовательного
учреждения,
и
имеет
физкультурно-
оздоровительную направленность. Программа разработана с помощью комплексной
программы
физического
воспитания
учащихся
5−9
классов образовательных
учреждений В.И. Ляха и предполагает развитие и совершенствование у занимающихся
основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков,
укрепление
здоровья,
расширение
кругозора,
формирование
межличностных
отношений в процессе освоения этой программы.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и реализуется в течение
34 учебных недель. Возраст обучающихся: 10 − 15 лет.
Футбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на
открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной
игры покоряют многих любителей. Выбор спортивной игры – футбол − определился
популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в
городе.
Занятия футболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся
основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростносиловых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению
здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность,
чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и
товарищами.
В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и
тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать
устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой
и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера:
смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок, футбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими
средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его
информированность в области оздоровления и развития организма.
В этом и состоит актуальность программы, так как в настоящее время
значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на
уроках физической культуры. Поэтому одной из важнейших задач является
привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в
различных секциях для повышения уровня физической подготовленности.
Новизна программы состоит в том, что это первая рабочая программа, строящаяся
на использовании в процессе обучения футболу интерактивных досок или проекторов
(«интерактивных стен»). Приобретение учащимися необходимых знаний, умений,
навыков и привитие учащимся умения правильно выполнять основные технические
приемы и тактические действия основывается на использовании в процессе обучения
ЭУМП «Футбол. 5-11 кл.» (технология применения компьютерного средства обучения
по изучению техники футбола, автор Храмов В.В., УО «ГрГУ имени Я. Купалы»).
Цель данной образовательной программы: оздоровление, физическое и
психическое развитие занимающихся на основе их творческой
активности;
формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическимзанятиям
физической культурой и спортом.
Задачи:
Образовательные
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической
культуры и спорта – спортивные игры (футбол);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике футбола.
Оздоровительные
обеспечить возможность обучающимся вести здоровый и безопасный образ
жизни средствами футбола;
развить основные физические качества;
сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки.
Воспитательные
способствовать
развитию
социальной
активности
обучающихся:
воспитыватьчувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать
коммуникабельность,
коллективизм,
взаимопомощь
ивзаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни.
Формы занятий:
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу и более
успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач
применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуально-групповая,
индивидуальная, фронтальная. С целью максимальной реализации программы
широко используется способ проведения занятий в игровой форме. Занятия имеют
практическую направленность, теоретическая часть включается в каждое занятие в
виде использования ЭУМП «Футбол. 5-11 кл.» (автор Храмов В.В., УО «ГрГУ
имени Я. Купалы»). Во время практических занятий применяются разнообразные
методы
ведения
тренировки:
репродуктивный,
поточный,
игровой
и
соревновательный, а также авторский метод с использованием электронных ворот
Ожидаемые результаты:
овладение учащимися тактикой и техникой спортивной игры «футбол»;
укрепление здоровья, улучшение физического развития;
обогащение двигательного опыта;
расширение кругозора учащихся;
повышение адаптивные возможности организма: противостояние у
словиямвнешней среды стрессового характера;
привитие стойкого интереса к занятиям спортом.
Формы подведения итогов:
Основной показатель работы секции по футболу − выполнение в конце
года программных требований по уровню подготовленности занимающихся,
выраженных в количественно−качественных показателях технической,
тактической, физической, теоретической подготовленности, физического
развития. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных
упражнений.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Кроме того,
контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям, результаты
участия вкоторых также станут показателем работы секции.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
Раздел
Содержание
1
История футбола
Инструктаж по ТБ. История и развитие футбола и
мини-футбола в России. Гигиенические занятия и
навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
2
Передвижения
остановки
и
Передвижение боком,
спиной
вперёд,
ускорение,
остановки, повороты, старты из различных исходных
положений.
Комбинации
из
освоенных
элементов
техники
передвижений (бег, остановки, повороты, рывки)
3
Удары по мячу
Удары по неподвижному и катящемуся мячувнутренней
стороной стопы и средней частью подъема.
Удары по катящемуся мячу внутренней частью подъема.
Удары по неподвижному мячу внешней частьюподъема.
Удары по катящемуся мячу внешней стороной подъема,
носком.
Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы.
Удары по летящему мячу серединой подъема.
Удары по летящему мячу серединой лба.
Удары по летящему мячу боковой частью лба.
Удары
по
воротам
различными
способами
наточность попадания мячом в цель.
Угловой удар. Подача мяча в штрафную площадь.
4
Остановка мяча
Остановка катящегося мяча внутренней стороной
стопы и подошвой.
Остановка
катящегося
мяча
внешней
сторонойстопы.
Остановка мяча грудью.
Остановка
летящего
мяча
внутренней
сторонойстопы.
5
Ведение мяча и обводка
Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопыпо
прямой, с изменением направления и скорости ведения
правой и левой ногой (без сопротивлениязащитника).
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Ведение мяча с активным сопротивлением защитника.
Обводка с помощью обманных движений (финтов).
24
6
Отбор мяча
Выбивание мяча ударом ногой.
7
Вбрасывание мяча
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с
шагом.
8
Ловля катящегося мяча.
Игра вратаря
Ловля
мяча,
летящего
навстречу.Ловля мяча сверху в
прыжке.
Отбивание мяча кулаком в прыжке.
9
Выполнение
Ловля мяча в падении (без фазы полёта).
Ведение, удар (передача мяча), приём мяча,
комбинаций из
остановка, удар по воротам.
освоенных элементов
техники
перемещений
и
владение мячом
10
Тактика свободного нападения.
Тактика игры
Позиционные нападения без изменения позиций.
Позиционные нападения с изменением позиций.
Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 сатакой и
без атаки ворот.
Индивидуальные,
групповые
командные.
и
тактические
действия в нападении и защите.
Двусторонняя учебная игра.
11
Подвижные
игры
и
эстафеты
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование
технических приемов и тактических действий.
Игры, развивающие физические способности.
12
Физическая подготовка
Развитие скоростно- силовых, координационных
способностей, выносливости, гибкости.
25
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И
ИНФОРМАЦИОННОЕ
наличие футбольного поля и спортивного зала, размеры 12x24.
стойки для обводки мячей - 10 штук
стойки для подвески мячей- 2 штуки
переносные мишени- 2 штуки
маты гимнастические
скакалки-5 штук
мячи набивные
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Андреев С.Н. Футбол в школе. М.: Просвещение, 1986.
2. Вайн Х. Как научиться играть в футбол. Школа технического
мастерства для молодых. Перевод с итальянского М. Терра: Спорт,
Олимпия пресс, 2004.
3. Грибачева М.А., Круглыхин В.А. Программа интегративного курса
физического воспитания для учащихся начальной школы на основе
футбола. М., 2011.
4. Футбол. Учебная программа для спортивных школ. Программа
подготовлена Управлением футбола Спорткомитета СССР под общей
редакцией
Выжгина
В.А.,
М.:
Типография
В\о
«Союзспортобеспечение», 1981.
5. Лапшин О.Б. – Теория и методика подготовки юных футболистов. М.,
2010.
6. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Пособие для учителей
и методистов «Внеурочная деятельность учащихся. Футбол». М.:
Просвещение, 2011 г.
26
Приложение 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с.п.Герменчик
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ШСК»
Герменчик 2025
27
Программа воспитания
Уровень программы: базовый
Адресат:13-17 лет
Год обучения: четвертый год
обучения
Автор: Мезов Аслан Русланович,
учитель физической культуры
Пояснительная записка
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 13-17 лет,
данная программа разработана с целью организации воспитательной работы с
обучающимися. Реализация программы воспитательной работы осуществляется
параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными
представителями) основной дополнительной общеразвивающей программой.
Данная воспитательная программа представляет собой воспитательную работу,
обязательную для участия в ШСК, на всех уровнях обучения.
Деятельность ШСК развивает индивидуальные потребности обучающихся в
физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании .
Количество мест для обучающихся в клубе составляет 25 человек.
Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель: развитие индивидуальных потребностей обучающихся в физическом,
интеллектуальном и нравственном совершенствовании через занятия футболом.
Задачи программы:
Личностные:
воспитать патриотические качества, чувство гордости за отечественный
футбол;
развить коммуникативные способности обучающихся;
развить способность детей работать как индивидуально, так и
взаимодействовать в команде;
развить познавательные способности (внимание, мышление, воображение,
память, восприятие);
обучить контролю, самоконтролю и самодисциплине.
Предметные:
познакомить с историей происхождения футбола;
28
выявить индивидуальные способности в физкультурно-спортивной
направленности;
обучить основным техникам и приёмам командной игры;
сформировать координационные качества и скоростные способности,
тактическую гибкость;
развить творческий потенциал, логическое и креативное мышление каждого
обучающегося;
выявить талантливых детей, проявляющих выдающиеся способности в
спорте;
сформировать у детей стойкий интерес не только к футболу, но и к спорту в
целом.
Метапредметные:
сформировать положительное отношение к спорту, стремление использовать
полученные знания в процессе обучения в других областях в жизни;
помочь в адаптации обучающихся к жизни в обществе;
сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепить
здоровье обучающихся;
помочь с выбором дальнейшей профессии, связанной со спортом;
сформировать умение демонстрировать результаты своей деятельности,
труда и личные достижения.
Результат воспитания :
Личностные:
Обучающиеся:
1. разовьют патриотические качества, чувство гордости за отечественный
футбол;
2. разовьют свои коммуникативные способности;
3. разовьют свою способность работать как индивидуально, так и при
взаимодействии в команде;
4. разовьют познавательные способности (внимание, мышление, воображение,
память, восприятие);
5. проявят навыки контроля, самоконтроля и самодисциплины.
Предметные:
Обучающиеся:
6. познакомятся с историей происхождения футбола;
7. проявят индивидуальные способности в физкультурно-спортивной
направленности;
8. обучатся основным техникам и приёмам командной игры;
9. сформируют координационные качества и скоростные способности,
тактическую гибкость;
29
10.
11.
12.
целом.
разовьют творческий потенциал, логическое и креативное мышление;
проявят свои способности в спорте;
сформируют стойкий интерес не только к футболу, но и к спорту в
Метапредметные:
Обучающиеся:
13.
сформируют положительное отношение к спорту, стремление
использовать полученные знания в процессе обучения в других областях в жизни;
14.сформируют способность в адаптации к жизни в обществе;
15.
сформируют культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепят
здоровье;
16.
определятся с выбором дальнейшей профессии, связанной со спортом;
17.
научатся демонстрировать результаты своей деятельности, труда и
личные достижения.
Работа с родителями.
Работа с родителями учащихся детского объединения включает в себя:
– организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические
беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых
занятий в течение учебного года);
оформление информационных уголков для родителей по вопросам
воспитания детей.
30