УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании Педагогического совета
И.о. Директора МКОУ СОШ с.п.Герменчик
МКОУ СОШ с.п.Герменчик
____________ Ажиева З.М.
Протокол от «26» 08 2025 г. №1
Приказ от «26» 08 2025 г. №57-ОД
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 10-18 лет
Срок реализации: 1 год обучения, 72 часа.
Форма обучения: очная
Автор-составитель: Шидгинова Ирина Юрьевна
с.п. Герменчик 2025 год
Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный театр»
относится к программам художественной направленности, так как ее основу
составляет театральное искусство, отвечающее на основные критерии духовнонравственного воспитания детей, ориентированное на развитие эстетической
культуры обучающихся, раскрытие их творческого потенциала, а также
предусматривающее возможность самовыражения.
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте РФ.
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 21.04.2023 г. № 302 «О внесении
изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного
образования детей, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467».
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»).
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
2
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
12.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г.
№ 761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
13.
Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
14.
Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
15.
Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре».
16.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
17.
Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
18.
Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об
утверждении
Концепции
внедрения
модели
персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
19.
Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
20.
Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896
«Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные)».
21.
Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324
«Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
22.
Устав МКОУ СОШ с.п.Герменчик.
Театральное искусство, как многоуровневый синтез различных искусств, в
котором сочетается актерское мастерство, и пение, и танец, а при создании
декораций к разнообразным спектаклям, выступлениям и изобразительное
искусство, раскрывает возможности и способности ребенка. Театральное
3
искусство работает с психофизической целостностью ребёнка, раскрывает
философские представления о мире в конкретных чувственных образах и
развивает навыки, помогающие не только на профессиональных сценических
подмостках, но и в обыденной жизни.
Данная программа актуальна, так как именно в театральном коллективе
успешно происходит преодоление закомплексованности ребенка и ориентирована
на всесторонне развитие личности, его неповторимой индивидуальности.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную,
воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к
подготовке выступлений. Актерский тренинг-основная форма занятий в
театральном объединении, позволяет обнулить все негативные эмоции, которые
при скапливании приводят к агрессии. Творческая театральная деятельность
является активным средством развития творческих способностей, способствует
развитию у обучающихся наблюдательности, фантазии, учит образному
восприятию окружающего мира, вводит детей в мир прекрасного, пробуждает
способность к состраданию и сопереживанию, развивает речь, активизирует
мышление и познавательный интерес, а главное-раскрепощает творческие
возможности ребенка и помогает его психологической адаптации в коллективе.
Новизна программы состоит в системно-комплексном
подходе к
театральному
образованию обучающихся через использование методов
театральной педагогики и образовательных инновационных технологий:
личностно-ориентированного
подхода, применением
игровых и
здоровьесберегающих технологий
новых
информационных технологий,
проектной деятельностью. Программа строит занятия на развивающей основе
театральных игр и этюдов, актерских
тренингов, творческих заданий,
театрализаций.
Целесообразность программы состоит во включении механизма воспитания
каждого члена коллектива. Занятия театральным искусством включает в работу
физический, эмоциональный, интеллектуальный аппарат человека. Программа
способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам
различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
процесса развития и воспитания детей. В основе программы лежит идея
использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать
личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма,
пластики движений.
Адресат программы: предназначена для детей 10-18 лет. Набор в группы
проводится по желанию и интересам обучающихся. Специальной подготовки не
предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого
обучающегося. Группа может быть сформирована одного возраста или разных
возрастных категорий.
Срок реализации программы: 1 год, 72 часа.
4
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность одного часа занятий для учащихся составляет 40 минут.
Наполняемость групп: группы комплектуются из учащихся одного возраста,
численностью от 12 до 15 человек.
Форма обучения: очная. В период невозможности организации образовательного
процесса в очной форме (карантин) может быть организовано самостоятельное
изучение программного материала обучающимися с последующим контролем со
стороны педагога.
Формы занятий:
индивидуальная;
групповая;
парная;
коллективная.
Виды занятий: практические занятия, выполнение самостоятельной работы,
праздники, творческие отчеты.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
Задачи программы:
Личностные:
воспитывать положительные личностные качества: уважение к другим,
терпение, аккуратность, ответственность, дружелюбие.
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
развить духовно-нравственные ценности.
Предметные:
обучить детей основам театральной деятельности;
познакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены.
обучить приемам выразительности речи;
обучить основам коллективной творческой работы;
сформировать восприятие театрального искусства через позиции зрителя,
актера, режиссера;
обучить правилам использования специальной терминологии.
Метапредметные:
5
развивать способности к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений театрального искусства в целом;
развивать память, произвольное внимание, образное мышление,
творческую активность, пластику;
развить коммуникативные качества;
развивать у учащихся способность к выступлению на сцене и
самопрезентацию.
6
Учебный план
№
Разделы (темы)
Количество часов
Всего
Теория Практика
1 год обучения
1. Вводное занятие
1
1
2. Основы театральной культуры
10
2
8
3. Техника и культура речи
12
4
8
4. Ритмопластика
12
2
10
5. Актерское мастерство
18
2
16
6. Работа над пьесой и
спектаклем
18
2
16
7. Итоговое занятие
1
-
1
72
13
69
Итого:
Формы аттестации /
контроля
опрос
опрос,
тестирование,
наблюдение
наблюдение,
опрос, творческие
задания
групповая работа,
практические
упражнения
опрос,
коллективная работа,
пьеса
опрос,
наблюдение,
коллективная работа,
спектакль
опрос,
коллективная работа
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие – 1 час.
Теория: Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. Инструктаж
по охране труда и технике безопасности. Игра «Разрешите познакомиться».
2. Основы театральной культуры – 10 часов.
2.1. Зарождение искусства.
Теория: Знакомство с театральными терминами (сцена, авансцена, реквизит,
кулисы, мизансцена), с театральными профессиями.
Практика: Игры на развитие ловкости («Передай мяч», «Путешествие на машине
времени»).
Фольклорные игры («А мы просто сеяли», «Плетень»).
2.2. Театр как вид искусства.
Теория: Объяснение нового материала. Виды и жанры театрального искусства.
Практика: Театральные игры («Мы идем в театр», «Сочиняем сказку с заданными
героями»).
Конкурс творческих работ «Приходи
сказка».
7
2.3. Эти разные игры: театральные игры
Теория: Рассказ, беседа, объяснение нового материала. Предлагаемые
обстоятельства. Ассоциации.
Практика: Упражнения на предлагаемые обстоятельства («Скажи, что пропало»,
«Что изменилось», «Какой предмет упал».) Инсценировка стихов.
2.4. Школа кукольных наук.
Теория: «Первый кукольный театр на Руси». Что такое диалог, импровизация,
интонация.
Практика: Освоение кукловождения. Развитие речи пластики рук. Инсценировка
«Ярмарка с Петрушкой» с элементами ряженья.
2. 5.Театр и зритель.
Теория: Беседа. Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки.
Театр-здание.
Устройство сцены и зрительного зала.
Практика: Творческая мастерская «Мы - художники».
3. Техника и культура речи – 12 часов.
3.1. Речевой тренинг.
Теория: Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Тон. Тембр. Интонация.
Практика. Дыхательная
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.
Дикционные упражнения. Упражнения на развитие
речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы,
стихи.
3.2. Работа над литературно-художественным произведением.
Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения
фольклора). Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом.
Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов.
4. Ритмопластик – 12 часов.
4.1. Пластический тренинг.
Теория. Объяснение нового материала. Что
выразительность?
Практика. Ритмопластический тренинг. Разминка.
означает
пластическая
4.2. Пластический образ персонажа.
Практика. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки
через пластику тела. Пластический образ живой и неживой природы.
Пластические импровизации на передачу образа животных.
8
5. Актерское мастерство – 18 часов.
5.1. Организация внимания, воображения, памяти.
Теория. Развитие фантазии и воображения. Как развивать?
Практика. Актерский тренинг. Коллективные театральные игры и упражнения.
5.2. Сценическое действие.
Практика: Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия.
Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Показ и
обсуждение.
5.3. Творческая мастерская
Практика. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь
персонажа, походка. Грим. Изготовление реквизита, костюмов. Репетиции.
Творческий показ. Анализ работы и обсуждение.
6. Работа над пьесой и спектаклем – 18 часов.
6.1. Мы – режиссеры.
Выбор пьесы. Чтение и обсуждение пьесы.
Практика: Упражнения и творческие задания на сочинение мизансцен. Работа над
эпизодами, сценами. Разучивание музыкальных и пластических номеров.
6.2. Изготовление реквизита, декораций.
Теория: Объяснение нового материала. Что такое
реквизит и чем он отличается от декораций?
Практика:
Обсуждение и создание костюмов,
декораций.
6.3. Прогонные и генеральные репетиции.
Практика: Репетиции, прогоны.
7. Итоговое занятие – 1 час.
Практика: Подведение итогов. Оформление альбома «Наш Театр».
9
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет / будут:
воспитаны положительные личностные качества: уважение к другим,
терпение, аккуратность, ответственность, дружелюбие;
воспитаны доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
развиты духовно-нравственные ценности.
Предметные:
Обучающиеся:
обучатся основам театральной деятельности;
познакомятся с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены;
обучатся приемам выразительности речи;
обучатся основам коллективной творческой работы;
сформируют восприятие театрального искусства через позиции зрителя,
актера, режиссера;
обучатся правилам использования специальной терминологии.
Метапредметные:
Обучающиеся:
разовьют способности
к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений театрального искусства в целом;
разовьют память, произвольное внимание, образное мышление,
творческую активность, пластику;
разовьют коммуникативные навыки;
разовьют способность к выступлению на сцене и самопрезентацию.
10
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата начала
обучения по
программе
1 год
обучения
(стартовый
уровень)
01.09.
Дата
окончания
обучения по
программе
31.05.
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
36
72
2 раза в
неделю по 1
часу
Условия реализации программы
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими:
высшее
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка,
секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы (приказ Министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»).
Материально-техническое обеспечение:
Телевизор с настенным креплением
Музыкальный центр (с караоке)
Звуковые колонки
Ноутбук
Видеокамера
Фотоаппарат зеркальный + объектив
11
Стойка для фотоаппарата, видеокамеры
Проектор
Комплект акустической системы
Светодиодный прожектор
Светодиодный прожектор смена цвета
Стробоскоп
Контроллер
Головной микрофон (радиосистема)
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
данная дополнительная общеразвивающая программа;
инструктажи по охране труда и технике безопасности;
учебная и методическая литература;
методические пособия и разработки;
разноуровневые задания и упражнения;
сценарии воспитательных мероприятий;
сборник подвижных игр;
тематические презентации;
учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным
репертуаром;
образовательные электронные ресурсы;
Интернет-ресурсы.
Методы работы:
словесные (лекция, рассказ, беседа);
наглядные (тематические презентации);
практические (упражнения, игры, задания, выполнение индивидуальных
и групповых заданий, занятия с элементами тренинга).
Технологии обучения и воспитания
Занятия театрального объединения состоят из теоретической и
практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии
театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих
мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации
школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков
актерского мастерства.
Технологии организации занятия. Применяются словесные методы
обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;
фото-, видеосъемка; исследовательские методы.
Технологии проблемного обучения: эвристическая беседа; создание
проблемных ситуаций; постановка проблемных вопросов; самостоятельная
постановка, формулировка и решение проблем учащимися: поиск и отбор
аргументов, фактов, доказательств и др. Организация образовательного процесса
12
строится на основе деятельностного подхода к обучению и использованию
современных технологий.
Технология игровой деятельности. Игровое обучение - это форма
учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и
усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках,
умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Игра развивает, воспитывает,
социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач
— обучение. Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игры бывают:
дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные,
компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; играконкурс, игра- путешествие, ролевая игра, деловая игра.
Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов воздействия на эмоциональную сферу детей, представляет
собой специально созданные педагогом учебные ситуации, в которых ребёнок
добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства
уверенности в своих силах и ощущения доступности самого учебного процесса.
Методы воспитания:
убеждение - это метод воспитания, который выражается в
эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных
отношении, норм и правил поведения;
поощрение - это метод воспитания, стимулирующий деятельность
обучающегося. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствовавшее
возникновению чувства уверенности ребенка в своих силах;
упражнение - это метод воспитания, который предполагает такую
организацию деятельности, которая позволяет обучающимся накапливать
привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с
поведением.
контроль - это метод воспитания, заключается в наблюдении за
деятельностью и поведением обучающихся с целью побуждения их к соблюдению
установленных правил, а также к выполнению определенных заданий.
Педагогические технологии:
индивидуальное обучение;
личностно-ориентированный подход;
дифференцированное обучение
развивающее обучение;
здоровьесберегающие;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные и т.д.
13
Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса
Основным критерием здоровьесберегающих технологий является
правильная организация учебно-воспитательной деятельности. Прежде всего, это
выполнение санитарно-гигиенических правил:
режим проветривания;
влажная уборка помещения;
соответствующая нормам мебель и освещенность;
соблюдение норм физических и умственных нагрузок.
Известно, что устойчивая работоспособность характерна для середины
занятия. Этот момент необходимо учитывать при планировании. Необходимо
чередовать различные виды деятельности и их последовательность для
обеспечения функциональной активности основных систем организма в течение
длительного времени. Для предупреждения перегрузок, переутомлений
необходимо чаще проводить смену видов деятельности, физические минутки,
своевременно организовывать перерывы.
К здоровьесберегающим технологиям необходимо отнести обеспечение
комфортного эмоционально-психического состояния обучающихся. Это помощь
обучающимся в адаптации к новым условиям, создание общей эмоциональноположительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферой на занятиях.
Не следует забывать о создании «ситуации успеха», которая позволяет ребенку
находиться в состоянии психологического равновесия, исключая стрессы,
обусловленные ошибками при выполнении задания, незнанием изучаемого
материала.
Алгоритм работы над спектаклем
Выбор спектакля, обсуждение его с детьми.
Деление спектакля на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми
эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту спектакля: работа над эпизодами. Уточнение
предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и
реквизита, с музыкальным оформлением.
Репетиция всего спектакля целиком.
Премьера.
Формы аттестации / контроля
опрос;
наблюдение;
14
коллективная работа;
практические упражнения;
творческие задания;
групповая работа;
пьеса;
спектакль.
Для полноценной реализации программы применяются следующие виды
контроля:
входной контроль (опрос, беседа, тестирование, практическое занятие);
промежуточный контроль успеваемости обучающихся. Форма
промежуточной аттестации – тестирование, практическое занятие;
итоговую аттестацию учащихся после освоения всего объема
дополнительной общеразвивающей программы. Форма итоговой аттестации –
показ пьесы, спектакля.
Виды аттестации,
сроки проведения
Цель
Содержание
Входной контроль.
Сентябрь
Определение
ЗУН, уровня
развития на
момент прихода в
объединение.
Промежуточная
Проверить
уровень
аттестация.
знаний по
С 20 по 30 декабря данному разделу.
Итоговая
аттестация.
С 20 по 31 мая
Проверить уровень
теоретических
знаний и логики
действий,
способность к
импровизации
Форма
Выявление интересов, Опрос, групповая
склонностей,
работа
мотивации и
творческой
активности.
Основы театральной
Тестирование
культуры
Практическое
занятие
Основы актерского
мастерства
Практическое
занятие
Оценочные материалы
опросники;
карточки с заданиями;
тесты;
анкеты;
банк с творческими заданиями;
разработанные критерии оценок.
Критерии оценки уровня практической подготовки
Промежуточная аттестация
15
Теоретическая подготовка
Вид контроля
Показ этюда на
память физических
действий
высокий
Успешно
справляется с
творческим
заданием.
средний
Театральный этюд
выполняет с
некоторыми
недочѐтами.
низкий
Творческое задание
выполняет
без
интереса и старания.
- высокий уровень – точное знание терминологии, артистично и успешно
выполняет творческое задание; 80-100%
- средний уровень – неполное владение знаниями по театральной дисциплине в
соответствии с годом обучения; театральный этюд выполняет с некоторыми
недочетами; Запинается и не очень выразительно декламирует практическое
задание; и составляет 50-70%
- низкий уровень – слабое усвоение программного материала соответствующего
года обучения; практическое задание выполняет без интереса и старания;
овладел менее чем 50% объѐма знаний, предусмотренных программой.
Практическая подготовка
Вид контроля
Показ этюда на
память физических
действий
высокий
Успешно
справляется с
творческим
заданием.
средний
Театральный этюд
выполняет с
некоторыми
недочётами.
низкий
Творческое задание
выполняет без
интереса и старания.
Критерии оценивания уровня подготовки:
- высокий уровень - успешно справляется с творческим практическим заданием;
100-80%,
- средний уровень - неполное владение техникой тела и составляет 70-50%;
- низкий уровень – творческое задание выполняет слабо; овладел менее чем 50%
объёма знаний, предусмотренных программой.
Итоговая аттестация
Высокий-80-100%
Артистично и уверенно играет свою роль. Хорошо взаимодействует с партерами
на сцене. Демонстрирует хорошие практические умения театральноисполнительской деятельности. Умело владеет техникой сценической речи.
Правильно воплощает режиссёрские задачи.
Средний уровень -50-70%
Не очень уверенно чувствует себя на сцене, иногда сбивается в тексте.
Допускает некоторые недочёты в актёрской игре.
16
Низкий уровень – менее50%
Часто забывает слова, отсутствует актёрская игра, механически, без эмоций
произносит текст. Демонстрирует слабые навыки театрально – исполнительской
деятельности.
Список литературы для педагогов:
1. Березкина-Орлова В. Телесно-ориентированная психотехника актёра. - М.,
2006г.
2. Введенская Л. Культура речи. - М.,2008г.
3. Кучер Н.И. Любовь моя театр. - М., 2004г.
4. Методическое пособие «Магия театра» - Москва, 2022г.
5. Примерная программа курса внеурочной деятельности. Школьный театр
для 5-7 классов – Москва, 2022г.
6. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. СПб., 2003г.
7. Тюханова Е.Л. Театр и дети. М., 2007г.
8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности:
Программа и репертуар. - М., 2004г.
Список литературы для обучающихся:
1. Варламова Д., Судакова Д. Атлас новых профессий – М.:
«Интеллектуальная
литература», 2020г/
2. Каришев-Лубоцкий А.В., Театрализованные представления для детей
школьного возраста. М., 2005г.
3. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению
дикции. - М., 2003г.
4. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград.
Учитель , 2004г.
5. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. - М.: ООО
«Издательство АСТ». -2002г.
Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru/prezentaciya-vozniknovenie-russkogo-teatra2028411.html
https://udm.travel/places/teatry/
17
Приложение №1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.п. Герменчик
Урванского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании Педагогического совета
И.о. Директора МКОУ СОШ с.п.Герменчик
МКОУ СОШ с.п.Герменчик
____________ Ажиева З.М.
Протокол от «26» 08 2025 г. №1
Приказ от «26» 08 2025 г. №57-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«Школьный театр»
Уровень программы: стартовый
Адресат:10-18 лет
Год обучения:1 год обучения, 72 часа
Автор: Шидгинова Ирина Юрьевна, педагог дополнительного образования
с.п. Герменчик, 2025г.
18
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
реализует
общекультурное
(художественно-эстетическое)
направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом образования второго поколения.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И
поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста
прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с
помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация,
мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием
определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать
конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между
героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской
фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества
(художественноречевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в
жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса,
расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры
поведения.
Цели:
• Развить творческие способности младших школьников, их речевую и
сценическую культуру, наблюдательность, воображение, фантазию,
эмоциональную отзывчивость.
• Воспитание чувства коллективизма.
• Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их
нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
Задачи:
1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений
разного жанра.
2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
3. Формировать нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве.
4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память,
наблюдательность средствами театрального искусства.
5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их
эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающими
основные чувства;
6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих
возможностей.
7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной
земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
8. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать
доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
19
9. Развивать чувство ритма и координацию движения;
10.Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале
скороговорок и стихов;
11.Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального
искусства;
с устройством зрительного зала и сцены;
Воспитывать культуру поведения в театре;
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для обучающихся 1-11 классов, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса отводится ч в год (2 час в неделю).
Формы и методы работы.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы,
викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.
Театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все
это 5 направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную
науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и
творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной
работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над
характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные
текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе
над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными,
создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят
элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети
напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной,
костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение
спектаклей, фильмов, устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о
просмотренных спектаклях.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественновоспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
20
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие
включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть
очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий
диалог);
- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа,
сценической речи и пр.;
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы,
показ образца движения куклы и пр.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной
информации на определённую тему).
- Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее
сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен
каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный
участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в
занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем
просто указание условий конкурса. Значительное место при проведении занятий
занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения,
мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические
зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность одного часа занятий для учащихся составляет 40 минут.
Наполняемость групп: группы комплектуются из учащихся одного возраста,
численностью от 12 до 15 человек.
Форма обучения: очная. В период невозможности организации образовательного
процесса в очной форме (карантин) может быть организовано самостоятельное
изучение программного материала обучающимися с последующим контролем со
стороны педагога.
Формы занятий:
индивидуальная;
групповая;
парная;
коллективная.
21
Виды занятий: практические занятия, выполнение самостоятельной работы,
праздники, творческие отчеты.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
Задачи программы:
Личностные:
воспитывать положительные личностные качества: уважение к другим,
терпение, аккуратность, ответственность, дружелюбие.
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
развить духовно-нравственные ценности.
Предметные:
обучить детей основам театральной деятельности;
познакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены.
обучить приемам выразительности речи;
обучить основам коллективной творческой работы;
сформировать восприятие театрального искусства через позиции зрителя,
актера, режиссера;
обучить правилам использования специальной терминологии.
Метапредметные:
развивать способности к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений театрального искусства в целом;
развивать память, произвольное внимание, образное мышление,
творческую активность, пластику;
развить коммуникативные качества;
развивать у учащихся способность к выступлению на сцене и
самопрезентацию.
Содержание программы
1.Вводное занятие – 1 час.
Теория: Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. Инструктаж
по охране труда и технике безопасности. Игра «Разрешите познакомиться».
2.Основы театральной культуры – 10 часов.
2.1.Зарождение искусства.
22
Теория: Знакомство с театральными терминами (сцена, авансцена, реквизит,
кулисы, мизансцена), с театральными профессиями.
Практика: Игры на развитие ловкости («Передай мяч», «Путешествие на машине
времени»).
Фольклорные игры («А мы просто сеяли», «Плетень»).
2.2.Театр как вид искусства.
Теория: Объяснение нового материала. Виды и жанры театрального искусства.
Практика: Театральные игры («Мы идем в театр», «Сочиняем сказку с заданными
героями»).
Конкурс творческих работ «Приходи
сказка».
2.3. Эти разные игры: театральные игры
Теория: Рассказ, беседа, объяснение нового материала. Предлагаемые
обстоятельства. Ассоциации.
Практика: Упражнения на предлагаемые обстоятельства («Скажи, что пропало»,
«Что изменилось», «Какой предмет упал».) Инсенировка стихов.
2.4. Школа кукольных наук.
Теория: «Первый кукольный театр на Руси». Что такое диалог, импровизация,
интонация.
Практика: Освоение кукловождения. Развитие речи пластики рук. Инсценировка
«Ярмарка с Петрушкой» с элементами ряженья.
2.5.Театр и зритель.
Теория: Беседа. Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки.
Театр-здание.
Устройство сцены и зрительного зала.
Практика: Творческая мастерская «Мы - художники».
3. Техника и культура речи – 12 часов.
3.1.Речевой тренинг.
Теория: Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Тон. Тембр. Интонация.
Практика. Дыхательная
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.
Дикционные упражнения. Упражнения на развитие
речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы,
стихи.
3.2.Работа над литературно-художественным произведением.
Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения
фольклора). Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом.
Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов.
23
3.
Ритмопластик – 12 часов.
4.1.Пластический тренинг.
Теория. Объяснение нового материала. Что
выразительность?
Практика. Ритмопластический тренинг. Разминка.
означает
пластическая
4.2.Пластический образ персонажа.
Практика. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки
через пластику тела. Пластический образ живой и неживой природы.
Пластические импровизации на передачу образа животных.
5.Актерское мастерство – 18 часов.
5.1.Организация внимания, воображения, памяти.
Теория. Развитие фантазии и воображения. Как развивать?
Практика. Актерский тренинг. Коллективные театральные игры и упражнения.
5.2.Сценическое действие.
Практика: Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия.
Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Показ и
обсуждение.
5.3.Творческая мастерская
Практика. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь
персонажа, походка. Грим. Изготовление реквизита, костюмов. Репетиции.
Творческий показ. Анализ работы и обсуждение.
6. Работа над пьесой и спектаклем – 18 часов.
6.1.Мы – режиссеры.
Выбор пьесы. Чтение и обсуждение пьесы.
Практика: Упражнения и творческие задания на сочинение мизансцен. Работа над
эпизодами, сценами. Разучивание музыкальных и пластических номеров.
6.2.Изготовление реквизита, декораций.
Теория: Объяснение нового материала. Что такое
реквизит и чем он отличается от декораций?
Практика:
Обсуждение и создание костюмов,
декораций.
6.3.Прогонные и генеральные репетиции.
Практика: Репетиции, прогоны.
7. Итоговое занятие – 1 час.
Практика: Подведение итогов. Оформление альбома «Наш Театр».
24
Календарно-тематический план
№
Тема
Вводное занятие
Инструктаж по охране
труда и технике
безопасности
Основы театральной
культуры
Зарождение искусства.
Знакомство с
театральными
терминами (сцена,
авансцена, реквизит,
кулисы, мизансцена), с
театральными
профессиями.
Игры на развитие
ловкости («Передай
мяч», «Путешествие на
машине времени»).
Фольклорные игры («А
мы просто сеяли»,
«Плетень»).
Количество
часов
1 час
Теория
Практика
1
Дата
проведения
03.09
10 часов
1
07.09
1
Театр как вид
искусства
Виды и жанры
театрального искусства.
1
10.09
14.09
Театральные игры
(«Мы идем в театр»,
«Сочиняем сказку с
заданными героями»).
Конкурс творческих
работ «Приходи сказка».
1
17.09
Эти разные игры:
театральные игры
Рассказ, беседа,
объяснение нового
материала.
Предлагаемые
обстоятельства.
Ассоциации.
1
21.09
Упражнения на
предлагаемые
обстоятельства
(«Скажи, что пропало»,
1
24.09
25
«Что изменилось»,
«Какой предмет упал».)
Инсенировка стихов.
Школа кукольных
наук.
«Первый кукольный
театр на Руси». Что
такое диалог,
импровизация,
интонация.
1
28.09
Освоение
кукловождения.
Развитие речи пластики
рук. Инсценировка
«Ярмарка с Петрушкой»
с элементами ряженья.
Театр и зритель.
Беседа. Этикет в театре.
Культура восприятия
театральной
постановки. Театрздание.
Устройство сцены и
зрительного зала.
1
01.10
1
05.10
Творческая мастерская
«Мы - художники».
1
08.10
Техника и культура
речи – 12 часов.
12 часов
Строение речевого
аппарата.
Дыхание и голос.
Тон. Тембр
Интонация.
Дыхательная
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.
Дикционные
упражнения.
Упражнения на развитие
речевых характеристик
голоса
Чистоговорки,
скороговорки, потешки,
небылицы, стихи
26
1
12.10
1
1
1
1
15.10
19.10
22.10
26.10
1
29.10
1
02.11
1
05.11
1
09.11
Работа над
литературнохудожественным
произведением.
Работа над
литературным текстом
(стихотворение,
произведения
фольклора). .
1
12.11
Индивидуальная и
подгрупповая работа над
выбранным материалом.
Самоанализ творческой
работы. Конкурс
чтецов.
1
16.11
1
19.11
Ритмопластик
Пластический тренинг.
Что означает
пластическая
выразительность?
12 часов
2
23.11
26.11
Ритмопластический
тренинг. Разминка.
Пластический
образ
персонажа.
Музыка и движение.
2
Темп и ритм.
Эмоциональное
восприятие музыки через
пластику тела.
Пластический образ
живой и неживой
природы.
Пластические
импровизации на
передачу образа
животных.
1
1
14.12
17.12
2
21.12
24.12
2
28.12
11.01
Актерское мастерство
Организация
внимания,
воображения, памяти.
Развитие фантазии и
воображения.
2
30.11
03.12
07.12
10.12
18 часов
Как развивать фантазию
и воображение?
Актерский тренинг.
1
14.01
1
18.01
1
27
21.01
Коллективные
театральные игры и
упражнения.
1
25.01
Сценическое действие.
Этюд. Виды этюдов.
Элементы бессловесного
действия.
Выбор драматического
отрывка (миниатюры).
Этюдные пробы.
Показ и обсуждение.
1
28.01
1
01.02
1
04.02
1
1
08.02
11.02
Творческая мастерская
Работа над созданием
образа сказочных
персонажей.
1
15.02
Характер, речь
персонажа, походка.
Грим.
Изготовление реквизита,
костюмов.
Репетиции.
1
18.02
1
2
Творческий показ.
Работа над пьесой и 18 часов
спектаклем
1
22.02
25.02
01.03
04.03
11.03
15.03
18.03
3
Мы – режиссеры.
Выбор пьесы. Чтение и
обсуждение пьесы.
1
Упражнения и
творческие задания на
сочинение мизансцен.
Работа над эпизодами,
сценами.
Разучивание
музыкальных и
пластических номеров.
Изготовление
реквизита, декораций.
Что такое реквизит и чем
он отличается от
декораций?
Обсуждение и создание
костюмов, декораций.
22.03
2
25.03
29.03
2
01.04
05.04
15.04
19.04
2
1
22.04
5
28
26.04
29.04
03.05
06.05
10.05
Прогонные и
генеральные репетиции.
Репетиции, прогоны.
5
Итоговое занятие
Подведение итогов.
Оформление альбома
«Наш Театр».
1 час.
Всего
72 часа
1
13 часов
29
69
13.05
17.05
20.05
24.05
27.05
31.05
Приложение 2
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Школьный театр»
Уровень программы: базовый
Адресат:10-18 лет
Год обучения: первый год обучения
Автор: Шидгинова Ирина Юрьевна
с.п.Герменчик 2025
30
Пояснительная записка
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем
они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением
смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки.
Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой – предметы
и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом
наблюдений.
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно
проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и
разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого
радость.
Современный образовательный процесс с детьми школьного возраста не только
учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на
которых основано общество
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-18 лет, данная
программа разработана с целью организации воспитательной работы с
обучающимися. Реализация программы воспитательной работы осуществляется
параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными
представителями) основной дополнительной общеразвивающей программой.
Данная воспитательная программа представляет собой воспитательную работу,
обязательную для проведения с обучающимися детских объединений, на всех
уровнях обучения.
Деятельность объединения имеет художественную направленность.
Количество мест для обучающихся в объединении составляет 15 человек.
Программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте РФ.
31
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 21.04.2023 г. № 302 «О внесении
изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного
образования детей, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467».
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»).
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11.
Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
12.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г.
№ 761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
13.
Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
14.
Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
15.
Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре».
16.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
17.
Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
32
18.
Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об
утверждении
Концепции
внедрения
модели
персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
19.
Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
20.
Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896
«Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные)».
21.
Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324
«Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
22.
Устав МКОУ СОШ с.п.Герменчик.
Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель программы – создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции.
Задачи:
— развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
— способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
— формировать и пропагандировать здоровый образ жизни.
Результат воспитания – результатами освоения программы являются целевые
ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать
себе род занятий, участников по совместной деятельности;
— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
33
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
— у ребенка развита способность к самостоятельному анализу выполненной
работы;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
— ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь
для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения;
Виды, формы и содержание деятельности
Виды:
1. Работа с коллективом обучающихся:
— обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
— развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
— содействие формированию активной гражданской позиции;
— воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему селу.
2. Работа с родителями:
— Собрать заявления от родителей на зачисление детей в «Школьный театр».
— Предложить родителям заполнить личные карточки на ребенка.
— Заявление на согласие по обработке персональных данных учащихся и
родителей.
34
— Заявление от родителей на согласие по размещению на официальном сайте и
стендах МКОУ СОШ с.п. Черная Речка персональных данных своих и своего
ребенка.
— Родительские собрания.
— Индивидуальные беседы с родителями, привлечение родителей к работе
кружка, приглашать на викторины, проводить совместно исследовательскую
деятельность.
Формы:
Мероприятия : события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые
педагогами для учащихся с целью непосредственного воспитательного
воздействия на них.
Дела: общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами
коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.
Игры: воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая
в коллективе учащихся с целью отдыха, развлечения, обучения.
35