ДОП_Химия_2025

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании Педагогического совета

И.о. Директора МКОУ СОШ с.п.Герменчик

МКОУ СОШ с.п.Герменчик

____________ Ажиева З.М.

Протокол от «26» 08 2025 г. №1

Приказ от «26» 08 2028 г. №57-ОД

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Химия для всех»

Направленность программы: Естественнонаучная
Уровень программы: Базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 13-16 лет
Срок реализации: 1 год, 74 часа
Форма обучения: очная
Автор: Кушхова Жанна Валерьевна – учитель химии

с.п. Герменчик, 2025г.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Тип программы: разноуровневая (модульная)

Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Национальный проект «Образование».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное
дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом
заседания президиума при Президенте РФ.
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до
2025 года».
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями
и дополнениями).
9. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере».
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

12. Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
14. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021г.
№652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
17. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учётом их особых образовательных потребностей»).
18. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
19. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О
направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с
«Методическими рекомендациями по независимой оценке качества
образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей»).
21. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об
утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
обновления информации об образовательной организации».

22. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки от 14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре
официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления
информации».
23. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ
«Об образовании».
24. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в
Кабардино-Балкарской Республике».
25. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об
утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
26. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
27. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
разработке
и
реализации
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные),
«Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества
авторских дополнительных общеразвивающих программ»).
28. Устав МКОУ СОШ с.п.Герменчик
Актуальность обусловлена противоречием между необходимостью
запросом более глубокого изучения программного материала учащимися,
ориентированным на дальнейшее обучение по химико-биологическому
профилю и стандартами основного общего образования с фиксированным
количеством часов на изучение каждой темы. Учащиеся нуждаются в более
глубоких и прочных знаниях по предметам естественнонаучного цикла для
поступления в различные профильные учреждения - медицинские,
экологические и др.
Новизна состоит в более глубоком изучении тем, связанных со
здоровьем, окружающей средой, позволяет повысить экологическую
культуру учащихся, а также возможность применять знания в измененной
ситуации - решать комбинированные и усложненные задачи.
Предусматривается практикум по определению органических и
неорганических веществ, влияние их на окружающую среду и на здоровье
человека. В отдельных темах программы происходит погружение в
исследовательскую деятельность. Таким образом, программа позволяет
учащимся кратко повторить, обобщить и закрепить знания о веществах, их

свойствах, применении и обращении с ними. Кроме того, курс знакомит с
решением нестандартных задач, алгоритм которых не обсуждался ранее на
уроках химии, но имеет большое практическое значение в повседневной
жизни. Это задачи производственного и экологического содержания, а также
исследовательские практические задания.
Отличительные особенности данной программы от подобных программ
заключается в содержании в ней регионального компонента. В тексты задач и
упражнений введены вопросы здоровьесбережения, рассматриваются
отдельные вопросы, связанные со здоровьем человека, на таких предметах
как биология, физика, экология, что помогает понять важность при изучении
отдельных предметов знаний всего учебного курса. Программа расширяет
знания учащихся о химических веществах, используемых в медицине, об
отношении к лекарственным препаратам, дает представление о человеческом
«предприятии», позволяет связать представления о химических реактивах,
препаратах, помогает понять роль веществ, являющихся составной частью
природы и человека. Данная программа не только существенно расширяет
общий и научный кругозор учащихся, но и предоставляет возможность
творческого подхода к изучаемому материалу. Учащиеся смогут попробовать
свои силы в составлении и решении расчетных и качественных задач и
умении выбрать презентационный материал и представить его, в умении
подготовить сообщение, доклад, реферат.
Педагогическая целесообразность обусловлена соответствием методов и
форм организации образовательного процесса возрастным и
индивидуальным возможностям обучающихся.
Адресат: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год, 74 часа.
Режим занятий:2ч в неделю по одному академическому часу.
Наполняемость группы: 25 чел.
Форма обучения: очная
Формы занятий: групповые; индивидуальные; фронтальные.

Цель программы: предоставление возможности удовлетворить интересы
учащихся в области химии и медицины в процессе проведения
экспериментальных работ.
Задачи программы:
Личностные
Сформировать ответственное отношение к выполняемой работе.
Развить качества, позволяющие эффективно работать в коллективе, решать
спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного
уважения.
Развить творческий подход к исследовательской деятельности.
Сформировать активную, общественную жизненную позицию.
Метапредметные
Сформировать активную исследовательскую позицию.
Развить:
Любознательность и увлеченность.
Навыки концентрации внимания, способности быстро включаться в работу.
Способности к самостоятельному анализу, навыков устной и письменной речи,
памяти.

Наблюдательность и умения поддерживать произвольное внимание.
Заинтересованность в результатах проводимого исследования
Образовательные (предметные)
Сформировать у обучающихся понимания всеобщей связи явлений природы.
Познакомить с основными методами и принципами ведения исследований и
экспериментов.
Научить:
Формулировать предмет, цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу.
Находить и анализировать информацию о том, что известно об исследуемом
явлении.
Проводить опыты и эксперименты.
Соблюдать правила личной и общественной техники безопасности;
безопасности при проведении практических работ (экспериментов, опытов)
Анализировать результаты экспериментов, формулировать выводы.
Использовать лабораторное оборудование и инструменты, необходимые для
проведения исследования. Видеть красоту в физике природных явлений,
более глубоко чувствовать прекрасное, что должно способствовать
воспитанию неравнодушного отношения к проблемам окружающей среды.

Учебный план
№
п/п

Наименование
раздела, темы

1

Общий инструктаж.
Введение. Здоровьегонорар мудрых.
Типы расчетных задач
Тема 1. Основные
химические понятия.
Основные химические
законы и закономерности.
Тема 2. Расчеты по
формулам.
Тема 3. Вещества
органические и
неорганические.
Тема 4. Расчеты по
химическим уравнениям:
масса-масса, масса-объем,
объем-масса, количество
вещества –масса, массаколичество вещества
Тема 5.Окислительновосстановительные
реакции (ОВР) Домашняя
аптечка.
Тема 6. Растворы.
Концентрация,
приготовление рабочих
растворов
Тема 7. Решение задач на
выход продукта.
Тема 8. Термохимические
расчеты

2

1

1

Решение задач. Опрос

2
4

0
3

2
1

Решение задач. Опрос
Решение задач. Опрос

6

2

4

Решение задач. Опрос

8

5

3

Решение задач. Опрос

6

2

4

Решение задач. Опрос

4

1

3

Решение задач. Опрос

8

2

6

Решение задач. Опрос

2

1

1

Решение задач. Опрос

2

1

1

Решение задач. Опрос

Тема 9. Нестандартные
задачи
Тема 10. Качественные
задачи(обнаружение
ионов-компонентов
биологических сред.
Определение продуктов
жизнедеятельности живых

4

0

4

Решение задач. Опрос

4

1

3

Решение задач. Опрос

2
3

4
5

6

7

8

9
10

11
12

Количество часов
Формы аттестации
/ контроля
всего теория практика

13

14

15

16

17

18

организмов.
Тема 11. Расчеты по
формуле. Массовая доля.
Составление формул по
процентному содержанию
элементов в сложных
веществах.
Тема 12. Основные классы
неорганических веществ:
оксиды, основания,
кислоты, соли.
Тема 13. Органические
вещества в организмах
человека и животных.
Тема 14. Гидролиз. Среда
растворов.
Тема 15. Качественные
реакции на катионы,
анионы и органические
вещества
Итоговые занятия
(Итоговая аттестация)

ВСЕГО:

2

0

2

Решение задач. Опрос

4

1

3

Решение задач. Опрос

2

1

1

Решение задач. Опрос

2

1

1

Решение задач. Опрос

7

0

7

Решение задач. Опрос

5

2

3

74
часа

24

50

Решение задач. Опрос

Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании Педагогического совета

И.о. директора МКОУ СОШ с.п.Герменчик

МКОУ СОШ с.п.Герменчик

____________ Ажиева З.М.

Протокол от «26» 08 2025 г. №1

Приказ от «26» 28 2025 г. № 57

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Химия для всех»

Направленность программы: Естественнонаучная
Уровень программы: Базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 13-16 лет
Срок реализации: 1 год, 74 часа
Форма обучения: очная
Автор: Кушхова Жанна Валерьевна – учитель химии

с.п.Герменчик, 2025г.

Содержание учебного плана
Введение – 4 часа
Здоровье- гонорар мудрых.
Теория: 1ч
Практика:1ч
Типы расчетных задач по химии
Теория: 0 ч
Практика: 2ч
Тема 1. Основные химические понятия. Основные химические законы и
закономерности- 4часа.
Теория: 3ч
Практика: 1ч
Тема 2. Расчеты по формулам -6 часов
Теория: 2ч
Практика: 4ч
Тема 3: Вещества органические и неорганические.-8 часов.
Теория: 5ч
Практика: 3ч
Тема 4. Расчеты по химическим уравнениям: масса-масса, масса-объем,
объем-масса, количество вещества –масса, масса- количество вещества- 6
часов.
Теория: 2ч
Практика: 4ч
Тема 5.Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) Домашняя
аптечка-4 часа.
Теория: 1
Практика: 3ч
Тема 6. Растворы. Концентрация, приготовление рабочих растворов-8 часов.
Теория: 2ч
Практика: 6ч
Тема 7: Решение задач на выход продукта-2 часа
Теория: 1ч
Практика: 1ч
Тема 8: Термохимические расчеты -2 часа.
Теория: 1ч
Практика: 1ч
Тема 9: Нестандартные задачи-4часа.
Теория: 0ч

Практика: 4ч
Тема 10: Качественные задачи(обнаружение ионов-компонентов
биологических сред. Определение продуктов жизнедеятельности живых
организмов-4 часа.
Теория: 1ч
Практика: 3ч
Тема 11:Расчеты по формуле. Массовая доля. Составление формул по
процентному содержанию элементов в сложных веществах. -2 часа.
Теория: 0 ч
Практика: 2 ч
Тема 12: Основные классы неорганических веществ: оксиды, основания,
кислоты, соли-4 часа.
Теория: 1ч
Практика: 3ч
Тема 13: Органические вещества в организмах человека и животных- 2часа.
Теория: 1ч
Практика: 1ч
Тема 14: Гидролиз. Среда растворов-2 час.
Теория: 1ч
Практика: 1ч
Тема15 : Качественные реакции на катионы, анионы и органические
вещества- 7 часов.
Теория: 0 ч
Практика: 7ч
Качественные реакции на K + ,Na+ , Ca2+ , Li+ , Cu2+ , NH+ 4, Al3+ Качественные реакции на
Mg2+ , Ag+ , H + , Fe3+ , Fe2+ , Cr3+ , Cr 2+ , Zn2+ Качественные реакции Cl- , Br- , J - , SO2- 4,
SO2- 3, S2- , PO3- 4, CO2- 3, NO3, OH
Качественные реакции на органические вещества

Тема 16 : Итоговые занятия (Итоговая аттестация)- 5 часа.
Теория: 2ч
Практика: 3ч
Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и

способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, 10 потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.

Познавательные универсальные учебные действия:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;  менять и
удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
11  развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:  раскрывать на примерах роль химии в
формировании современной научной картины мира и в практической

деятельности человека;
 демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
 раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М.
Бутлерова;
 понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его
основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных
ими веществ от электронного строения атомов;
 объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об
их составе и строении;
 применять правила систематической международной номенклатуры как
средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
 составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
 характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;
 приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства
типичных представителей классов органических веществ с целью их
идентификации и объяснения области применения;
 прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний
о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
 использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
 приводить примеры практического использования продуктов переработки
нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена,
синтетического каучука, ацетатного волокна);
 проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина,
уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе
пищевых продуктов и косметических средств;
 владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами
и лабораторным оборудованием;
 устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения
химического равновесия от различных факторов с целью определения

оптимальных условий протекания химических процессов;
 приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека; 
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
 приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические
свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
 проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям
элементов, входящих в его состав;
 владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
 осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
 критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета,
научнопопулярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в
целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
 представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед
человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в
решении этих проблем.
 иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как
науки на различных исторических этапах ее развития;
 использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ;
 объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью
определения химической активности веществ;
 устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения органических соединений
заданного состава и строения;
 устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием
при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на
основе химических знаний.
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий

Количество учебных часов на освоение программы : 74 академических часа
Учебный график рассчитан на 36 учебных недель.
Занятия по программе проводятся с 1 сентября по 24 мая, включая каникулярное
время, кроме зимних каникул (праздничных дней) .
Занятия проводятся в соответствии с календарно-учебным графиком.

Календарный учебный график
Год
обучения
базовый

Дата
Дата
Количество Количество
Режим
начала окончания
учебных
учебных
занятий
учебного учебного
недель
часов в год
года
года
02.09.
31.05.
36
74
понедельник15.00-15.45
среда15.00-15.45

Условия реализации
Общее освещение кабинета -люминесцентные лампы.
Вытяжной шкаф – 1; демонстрационный стол – 1; доска магн- маркер. – 1; доска
пробковая – 3; жалюзи вертикальные – 2; корзина для мусора – 1; магнитная
мешалка – 1; огнетушитель углекислотный -1; стенд «Периодическая система
хим. элементов Менделеева- 1; стенд «Растворимость кислот, оснований и солей
в воде» - 1; стенд- лента «Электрохимический ряд напряж. Металлов»- 1; стол –
мойка одинарная – 1; стол обеденный «Венеция»- 1; стол ученический 2хместный- 6; стул – 18; шкаф для реактивов- 1; штатив ША – 8- 1; ноутбук,
информационный стенд - 1 шт., стеллаж для цветов- 1 шт., увлажнитель воздуха 1 шт., светильник – кососвет -1шт., аптечка – 1шт., спиртовка – 1шт.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- методические разработки, методические указания и рекомендации к
практическим занятиям;
- учебная, методическая, дополнительная, специальная литература;
- развивающие и диагностические материалы: тестовые задания, викторины;
- дидактические материалы:,
- иллюстрации; фотографии, чертежи и схемы оборудования
- раздаточный материал.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

1) приборы для работы с газами;
2) аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3) измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4) стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Химические реактивы и материалы:
1)Простые вещества: медь, натрий, кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди, кальция, железа, магния;
3)кислоты: серная, соляная, азотная;
4)основания - гидроксиды: натрия, кальция, 25%-ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди, алюминия, железа; нитраты калия, натрия,
серебра; сульфат меди; иодид калия; алюмокалиевые квасцы; дихромат калия;
6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, сахароза, метиловый
оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование класса
Учительский стол, стул
Ученический стол
Ученический стул
Шкафы для хранения пособий, дидактического
материала
Технические средства обучения
Ноутбук ученический
Ноутбук для педагога
Гарнитуры
Компьютерные мыши
Многофункциональное устройство
Принтер лазерный цветной
Мультимедийное оборудование
Лабораторное оборудование для опытов и
экспериментов

Колво
1
15
30
3

20
1
20
4
1
1
1

Методы работы
Показ видеоматериалов, электронных презентаций.
Для выявления ошибок ведётся сравнение работ и самоанализ выполненных
изделий.

Чтобы определить степень усвоения учебного материала
проводится опрос учащихся. В период обучения проводится анкетирование, для
выявления заинтересованности детей тем или иным видом деятельности.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Формы аттестации / контроля
Формы аттестации/контроля – разрабатываются и обосновываются для
определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи
программы, перечисляются согласно учебно-тематическому плану
(Тестирование, беседа)
Наиболее подходящая форма оценки – является тестирование.
В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за
творческим развитием каждого обучаемого.
Механизм оценки результатов освоения программы.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся проводится 3 раза в учебный год.
Входящий контроль: с 15 по 25 сентября.
Промежуточная аттестация с 20 по 26 декабря.
Итоговая аттестация с 16 по 30 мая.
Контроль ЗУН учащихся проводится в следующих формах: контрольное занятие,
итоговое занятие.
Методы контроля: опрос, наблюдение, обсуждение, анализ, самоконтроль,
взаимоконтроль, оценивание, индивидуальный контроль, собеседование,
тестирование
Диагностирование с помощью тестовых заданий позволяет получить наиболее
полную картину усвоения программного материала. Тестовые задания, где
представлены различные варианты ответов, лучше способствуют возможности
ребенка применить свои умения и знания, так как содержат элемент игры и
вызывают меньше стрессовых ситуаций.
Тестирование проводится в условиях занятия. Все обучающиеся выполняют
задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная. Перед
проведением тестирования проводится инструктаж по выполнению заданий.
Максимальное время выполнения заданий – 45 минут.
Определены критерии и разработаны показатели, которые позволяют по всем
параметрам оценить уровень усвоения образовательной программы.
Итоговый (промежуточная, стартовая, итоговая аттестации):
1. Смеси и их разделение (практикум).
2. Классификация химических веществ.
3. Решение расчѐтных задач всех типов. (много вариативные).
Программа «Озадаченная химия» не предполагает каких-либо специальных
зачѐтных или экзаменационных часов. Текущий контроль осуществляется в
течение всего курса обучения в различных формах. Основные формы подведения
итогов и оценка результатов обучения: конкурсы по решению и составлению
задач; семинары; экспериментальная и практическая работа; участие в
олимпиадах и интеллектуальных марафонах; смотр знаний и т.д.

Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за год и
включает в себя проверку теоретических знаний, практических умений и
навыков. Итоговая аттестация воспитанников проводится по окончанию обучения
по дополнительной образовательной программе.
Результаты итоговой аттестации обучающихся должны оцениваться таким
образом, чтобы можно было определить:
- насколько достигнуты прогнозируемые результаты дополнительной
образовательной программы каждым обучающимся;
- полноту выполнения дополнительной образовательной программы;
- результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение всех
годов обучения.
Параметры подведения итогов:
- количество воспитанников (%), полностью освоивших дополнительную
образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не
освоивших программу;
- причины не освоения детьми образовательной программы;
- необходимость коррекции программы.
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объѐм знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объѐм усвоенных знаний составляет 70-50%;
сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объѐма знаний,
предусмотренных программой; ребѐнок, как правило, избегает употреблять
специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; работает с
оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет
практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объѐм усвоенных умений и навыков
составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном,
выполняет задания на основе образца;
низкий уровень - ребѐнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и
навыков;
- ребѐнок испытывает серьѐзные затруднения при работе с оборудованием;
ребѐнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания
педагога.
Достижения намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте и
правильности выполнения учащимися заданий в представленных работах на
защите проекта или на научно-практической конференции. Промежуточный
контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на

занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися. Итоговый
зачет можно выставлять по критериям: личное участие в проведении
эксперимента, не менее одного представления результатов исследования, не
менее одного выступления при обсуждении полученных данных.
Оценочные материалы
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗУН
1 вариант
Часть А К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный.
Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. Вещества, имеющие формулы СН3 – О – СН3 и СН3 – СН2 – ОН, являются
1) гомологами; 2) изомерами;
3) полимерами; 4) пептидами.
А2. Углеводород, в молекуле которого атомы углерода имеют sp3 гибридизацию
1) бутен-1; 2) бутан; 3) бутадиен-1,2; 4) бутин-1.
А3. Продуктом гидратации этилена является: 1) спирт; 2кислота;
3) альдегид; 4) алкан.
А4. Только в одну стадию может протекать гидрирование этого углеводорода:
1) бутадиен-1,3; 2) бутен-1; 3) бензол; 4) бутин-2.
А5. Количество атомов водорода в циклогексане:
1) 12; 2) 8; 3) 10; 4) 14.
А6. Реакция среды в водном растворе глицина: 1) нейтральная; 2) кислая; 3) соленая; 4) щелочная.
А7. В промышленности ароматические углеводороды получают из… 1) природного газа; 2) нефти;
3) остатков горных пород; 4) торфа.
А8. Уксусная кислота не вступает во взаимодействие с веществом
1) оксид кальция 3) медь
2) метанол 4) пищевая сода
А9. Ацетилен принадлежит к гомологическому ряду:
1) алканов; 2) алкинов; 3) аренов; 4) алкенов
А10. Полипропилен получают из вещества, формула которого
1) СН2 = СН2
3 – СН2 – СН3; 4) СН2 = СН – СН3.
А11. К ядовитым веществам относится:
1) метанол; 2) этанол; 3) пропанол; 4) бутанол.
А12. При сгорании 3 моль метана по термохимическому уравнению
СН4+ 2О2 = СО2 + 2Н2О + 880 кДж выделилось:
1) 293,3 кДж; 2) 1760 кДж; 3) 2640 кДж; 4) 880 кДж.
А 13. Фенол нельзя использовать для получения
1) красителей 3) пищевых добавок
2) капрона 4) взрывчатых веществ
А 14. Формалин – это водный раствор
1) уксусного альдегида 3) муравьиного альдегида
2) уксусной кислоты 4) этилового спирта
Часть В
1. Объем газа, который выделится при гидролизе 6,4 г карбида кальция, равен _________ л
(запишите число с точностью до десятых).
-связей в его молекуле.
Название вещества Число
1) этан а) ноль
2) бутадиен-1,3 б) одна

-связей в молекуле

3) пропен-1 в) две
4) ацетилен г) три
д) четыре
3. Установить соответствие:
вещество нахождение в природе
1) Глюкоза а) в соке сахарной свеклы
2) Крахмал б) в зерне
3) Сахароза в) в виноградном сахаре
4) Целлюлоза г) в древесине
4. Число изомерных циклоалканов состава С5Н10 равно:
_____________________ (запишите целое число).
5. Установите соответствие между реагентами и типом реакции.
Реагенты
1) С2Н4+ О2
2) СН4
3) СН3СООН + КОН
4) СН4+ Cl2

Тип реакции
а) замещение
б) окисление
в) присоединение
г) обмена
д) разложение

6. Установите соответствие между названием вещества и его формулой.
Название вещества
Формула
1) этан
а) СН3-СН3
2) метанол
б) СН3-ОН
3) пропановая кислота
в) СН=СН
4) ацетилен
г) СН3-СН2-СОН
д) СН3-СН2-СООН
2вариант
Часть АК каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный.
Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. Изомером 2-метилбутена-1 является
1) бутен-1;
2) 2-метилпентен-1;
3) пентан;
4) пентен -1.
А2. В молекуле пропена гибридизацияорбиталей атомов углерода:
1) sp2; 2) sp3; 3) sp; 4) sp3 и sp.
А3. Продуктом присоединенияхлороводорода к этену является: 1) 2-хлорпропан; 2) 1-хлорэтан;
3) 2,2-дихлорпропан; 4) 1,1-дихлорэтан.
А4. С каждым из веществ: бромоводород, водород, вода – будет взаимодействовать:
1) пропан; 2) этен; 3) этан; 4) фенол.
А5. К соединениям, имеющим общую формулу СnH2n, относится
1) бензол; 2) гексен; 3) гексан; 4) гексин.
А6. К какому классу принадлежат белки: 1) сложные эфиры; 2) полинуклеотиды;
3) простые эфиры; 4) полиамиды.
А7. Промышленным способом получения углеводородов является: 1) гидрирование; 2)
изомеризация; 3) гидролиз; 4) крекинг.
А8. Реакцию «серебряного зеркала» дает:
1) фенол; 2) муравьиная кислота
3) глицерин; 4) бензол
А9. Пропаналь принадлежит к гомологическому ряду:
1) фенолы; 2) сахариды; 3) амины; 4) альдегиды
А10. Полимер состава (-СН2-СН2-)n получен из:
1) этилена; 2) этана; 3) бутана; 4) этина.

А11. К наркотическим веществам относится:
1) этанол; 2) пропанол; 3) метанол; 4) бутанол.
А12. В результате реакции, термохимическое уравнение которой
С2H5OH + 3O2 2CO2 + 3H2O + 1374 кДж,
выделилось 687 кДж теплоты. Количество вещества этанола равно
1) 0,5 моль; 2) 1 моль; 3) 1,5 моль; 4) 2 моль.
А13. Глицерин нельзя использовать для получения
1) взрывчатых веществ
3) лекарств
2) этилового спирта
4) кремов и мазей в парфюмерии
А14. Подсолнечное, льняное, хлопковое масла относятся к классу:
1) углеводы
3) жиры
2) белки
4) фенолы
Часть В 18
3. Масса циклогексана, полученная в результате взаимодействия 7,8г бензола с водородом равна
_______г (запишите число с точностью до десятых).
2. Установите соответствие между названием вещества и классом соединений.
Название вещества
1) пропин
2) этаналь
3) толуол
4) ацетилен

Класс органических соединений
а) альдегиды
б) алкины
в) карбоновые кислоты
г) арены
д) алкены

3. Уксусная кислота вступает в реакцию с:
А) соляной кислотой
Б) гидроксидом натрия
В) азотной кислотой
Г) оксидом кальция
Д) карбонатом натрия
Е) хлоридом меди (II)
Запишите перечень букв в алфавитном порядке без пробелов______________.
4. Число изомерных алкенов состава С4Н8 равно:
_____________________ (запишите целое число).
5. Установите соответствие между реагентами и типом реакции.
Реагенты
Тип реакции
1) С2Н4+ Н2О
а) галогенирование
2) С2Н2+ Н2
б) гидратация
3) 2СН3Сl + Zn
в) гидрирование
4) С2Н4+ Cl2
г) гидрогалогенирование
д) синтез Вюрца.
6. Установить соответствие между функциональной группой и классом вещества:
функциональная группа класс вещества
1) – COOH
а) спирты
2) – OH
б) фенолы
3) – NH2
в) кетоны
4) – COH
г) карбоновые кислоты
5) - C=O
д) альдегиды
е) амины
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
I вариант

1.Запишите электронную конфигурацию аргона.
2.Запишите три химических элемента, каждый из которых относится к s –семейству.
3.Какое число валентных электронов в атоме серы в возбужденном состоянии. Ответ обоснуйте.
4. Сформулируйте периодический закон Д.И. Менделеева. В каком году данный закон был открыт?
5. Запишите формулу оксида, соответствующего гидроксиду –H2ТеO4
6. Какие из следующих веществ являются ионными соединениями: H2, KCl, N2, CH4. Напишите
схему образования этого соединения.
7.Атом элемента имеет на 4 электрона меньше, чем ион хлора. Назовите этот элемент, составьте его
электронную формулу. Напишите формулы оксида и гидроксида, укажите их характер.
8.Рассчитайте массу гидроксида натрия, необходимого для полной нейтрализации 500г 10 -%
раствора соляной кислоты.
II вариант
1.Запишите электронную конфигурацию кремния.
2.Запишите три химических элемента, каждый из которых относится к p –семейству.
3.Какое число валентных электронов в атоме фосфора в возбужденном состоянии. Ответ
обоснуйте.
4. Сформулируйте закон постоянства состава вещества. В каком году данный закон был открыт?
5. Запишите формулу оксида, соответствующего гидроксиду –Cr(OH)3
6. В каких молекулах неполярная ковалентная связь: О2, NaI, NH3, CO2. Напишите схему
образования этого соединения.
7.Запишите отрицательный ион, имеющий электронную оболочку инертного газа неона. Назовите
этот элемент, который образует данный ион, составьте его электронную формулу. Напишите
формулы оксида и гидроксида, укажите их характер.
8.Рассчитайте массу осадка, образующегося при взаимодействии раствора хлорида бария со130
г 5% раствора сульфата калия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант №1
При выполнении заданий А1-А10 из предложенных вариантов ответов выберите тот, который вы
считаете правильным.
А1. Характеристика реакции, уравнение которой 4Fe + 6H2O + 3O2 →4Fe(OH)3:
1) Соединения, ОВР
2) Замещения ОВР
3) Обмена не ОВР
4) Разложения ОВР
А2. Какая масса угля вступает в реакцию, термохимическое уравнение которой С+О2 = СО2 + 402
кДж, если при этом выделилось 1608 кДж теплоты?
1) 4,8 г
2) 48 г
3) 120 г
4) 240 г
А3. Химическая реакция, уравнение которой:
1) Дегидрирования
2) Изомеризации
3) Полимеризации
3) Присоединения
А4. Окислитель в реакции синтеза аммиака, уравнение которой N2 + 3H2 = 2NH3 + Q
1) N0
2) H0
3) H+1
4) N–3
А5. При повышении температуры на 30 °С (температурный коэффициент равен 3) скорость
увеличится
1) в 3 раза 2) в 9 раз 3) в 27 раз 4) в 81 раз
А6. Факторы, позволяющие сместить химическое равновесие, для реакции
CaO(т)+CO2(г)↔CaCO3(т)+Q, в сторону продуктов реакции:
1) Повышение температуры и понижение давления
2) Понижение температуры и давления

3) Понижение температуры и повышение давления
4) Повышение температуры и давления
А7. Щелочную среду имеет водный раствор соли, формула которой:
1) AlCl3 2) KNO3 3) K2CO3 4) FeCl3
А8. Наиболее сильной кислотой из перечисленных является:
1) H2CO3 2) H3PO4 3) H2SO4 4) H2SO3
А9. Осадок образуется при взаимодействии хлорида калия с:
1) AgNO3 2) NaOH 3) H2SO4 4) NaCl
А10. Гидролизу не подвергается:
1) ZnSO4 2) Ba(NO3)2 3) Na2S 4) NH4Cl
В заданиях В1-В3 установите соответствие. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
В1. Установите соответствие
между схемой ОВР и
коэффициентом перед
формулой восстановителя:
СХЕМА РЕАКЦИИ
А) NH3 + CuO = Cu + N2 + H2O
Б) NH3 + O2 = NO + H2O
В) HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 +
NO2 + H2O
Г) Li + N2 = L3N

В2. Установите соответствие
между солью и реакцией среды
раствора СОЛЬ
А) NH4NO3
Б) K2SO4
В) CaS
Г) BaI2
А

Б

КОЭФФИЦИЕНТ

1) 2
2) 6
3) 4
4) 1
5) 5
СРЕДА РАСТВОРА
1) Кислая
2) Щелочная
3) Нейтральная

В

В3. Установите соответствие между
названием соли и отношением ее к
гидролизу: СОЛЬ
А) Al(NO3)3
Б) Na2SO4
В) K2SO3
Г) (NH4)2CO3
А
Б
В
В2. Установите соответствие
между солью и реакцией среды
раствора СОЛЬ
А) NH4NO3
Б) K2SO4
В) CaS
Г) BaI2

Г
ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ
1) гидролиз по катиону
2) гидролиз по аниону
3) гидролиз по катиону и аниону
4) гидролизу не подвергается
Г

СРЕДА РАСТВОРА
1) Кислая
2) Щелочная
3) Нейтральная

А

Б

В

Г

В3. Установите соответствие между
ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ
названием соли и отношением ее к
гидролизу: СОЛЬ
А) Al(NO3)3
1) гидролиз по катиону
Б) Na2SO4
2) гидролиз по аниону
В) K2SO3
3) гидролиз по катиону и аниону
Г) (NH4)2CO3
4) гидролизу не подвергается
А
Б
В
Г
Для задания С1 дайте полный развернутый ответ.
С1(3 балла). Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KI + H2SO4 → I2 + H2S + K2SO4 + H2O
Определите окислитель и восстановитель.
С2(4 балла). Вычислите рН раствора, в котором концентрация ионов ОН– (в моль/л) равна 1•10–7..
С3 (5 баллов). Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие
превращения:

Для перехода 1 составьте электронный баланс, укажите окислитель и
восстановитель.
Вариант №2
При выполнении заданий А1-А10 из предложенных вариантов ответов выберите тот, который вы
считаете правильным..
А1. Характеристика реакции, уравнение которой 4KClO3 → 2KCl + 3O2:
1) Соединения, ОВР
2) Замещения ОВР
3) Обмена не ОВР
4) Разложения ОВР
А2. Какое количество теплоты выделится при взаимодействии 5,6 л водорода и избытком хлора.
Термохимическое уравнение Н2+Сl2 = 2HCl + 92,3 кДж.
1) 2,3 кДж 2) 23 кДж 3) 46 кДж 4) 230 кДж

А3. Химическая реакция, уравнение которой:
1) Дегидрирования 2) Изомеризации 3) Полимеризации 4) Присоединения
А4. Восстановитель в реакции, уравнение которой 2СО+ О2 = 2СО2 + Q
1) С+2
2) С+4
3) О0
4) О–2
А5. Для увеличения скорости химической реакции в 64 раза (температурный коэффициент равен 2)
надо повысить температуру
1) на 30 °С
2) на 40 °С
3) на 50 °С
4) на 60 °С
А6. Факторы, позволяющие сместить химическое равновесие, для реакции
2NO(г)+O2(г)↔2NO2(г)+Q, в сторону продуктов реакции:
1) Повышение температуры и понижение давления
2) Понижение температуры и давления
3) Понижение температуры и повышение давления
4) Повышение температуры и давления
А7. Кислую среду имеет водный раствор соли, формула которой:
1) KCl
2) ZnSO4
3) Na2CO3
4) NaNO3
А8. К неэлектролитам относится:

1) ZnO

2) Ba(OH)2

3) H2SO4

4) Na2SO3

А9. Газ образуется при взаимодействии серной кислоты с:
1) AgNO3
2) NaOH
3) ZnS
4) Na 2SO4
А10. Гидролизу не подвергается:
1) K2SO4
2) Ni(NO3)2

3) Na2SO3

4) (NH4)2CO3

В заданиях В1-В3 установите соответствие. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
В1. Установите соответствие между
ФОРМУЛА ВОССТАНОВИТЕЛЯ
схемой ОВР и формулой
восстановителя в ней: СХЕМА
РЕАКЦИИ
А) Cl2 + KOH = KCl + KClO + H2O
1) KOH
Б) H2O2 + Ag2O = Ag + O2 + H2O
2) Cl2
В) H2O2 + Cl2 = HCl + O2
3) H2O2
Г) O2+ NO = NO2
4) Ag2O
5) NO
А

Б

В2. Установите соответствие
между солью и реакцией среды
раствора СОЛЬ
А) K3PO4
Б) Ba(CH3COO)2
В) Cr(NO3)3
Г) NaNO3

В

Г

СРЕДА РАСТВОРА
1) Кислая
2) Щелочная
3) Нейтральная

А
Б
В
В3. Установите соответствие между
названием соли и отношением ее к
гидролизу: СОЛЬ
А) CH3COOK
Б) NH4Cl
В) Na2CO3
Г) NH4NO2
А
Б
В

Г
ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ
1) гидролиз по катиону
2) гидролиз по аниону
3) гидролиз по катиону и аниону
4) гидролизу не подвергается
Г

Для задания С1 дайте полный развернутый ответ.
С1(3 балла). Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
KMnO4 + Na2SO3+ H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O
Определите окислитель и восстановитель.
С2(4 балла). Вычислите рН раствора, в котором концентрация ионов ОН– (в моль/л) равна
5•10–6.
С3 (5 баллов). Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить

следующие превращения:
Для перехода 1 составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Вариант №3
При выполнении заданий А1-А10 из предложенных вариантов ответов выберите тот, который вы
считаете правильным.
А1. Характеристика реакции, уравнение которой N2 + 3H2→ 2NH3:
1) Соединения, ОВР
2) Замещения ОВР
3) Обмена не ОВР
4) Разложения ОВР
А2. Какое количество теплоты необходимо для синтеза 67,2 л оксида азота (II).
Термохимическое уравнение N2+O2 = 2NO – 90,4 кДж.
1) 45,2 кДж
2) 135,6 кДж
3) 180,8 кДж
4) 226 кДж

А3. Химическая реакция, уравнение которой:
1) Дегидрирования
2) Изомеризации
3) Полимеризации
3) Присоединения
А4. Окислитель в реакции, уравнение которой 2Al+ Fe2О3 = Al2О3 + 2Fe + Q
1) Al0
2) Al+3
3) Fe0
4) Fe+3
А5. При повышении температуры на 30 °С (температурный коэффициент равен 2) скорость
реакции увеличится в:
1) 2 раза
2) 4 раза
3) 6 раз
4) 8 раз
А6. Факторы, позволяющие сместить химическое равновесие, для реакции
2SO2(г)+O2(г)↔2SO2(г)+Q, в сторону продуктов реакции:
1) Повышение температуры и понижение давления
2) Понижение температуры и давления
3) Понижение температуры и повышение давления
4) Повышение температуры и давления
А7. Щелочную среду имеет водный раствор соли, формула которой:
1) AlCl3
2) BaCl2
3) Na2S
4) NaNO3
А8. К неэлектролитам относится:
1) ZnSO4
2) Ni(OH)2
3) H2SO4
4) Na2SO3
А9. Осадок образуется при взаимодействии сульфата цинка с:
1) AgNO3 2) NaOH 3) ZnS 4) Na2SO4
А10. Гидролизу не подвергается:
1) CuSO4
2) NaNO3
3) Na2SO3
4) (NH4)2CO3

В1. Установите соответствие между
схемой ОВР и формулой
окислителя в ней: СХЕМА
РЕАКЦИИ
А) H2S + I2 = S + 2HI
Б) 2S + C = CS2
В) 2SO3 + 2KI = I2 + SO2 + K2SO4
Г) 3NO2+ S = SO3 + 3NO

ФОРМУЛА ОКИСЛИТЕЛЯ

1) NO2
2) H2S
3) HI
4) S
5) I2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы – Ростов н/Д: изд-во
«Феникс», 2000.-768с
2. Зоммер К. Аккумулятор знаний по химии. Пер. с нем. 2-е изд. – М.: Мир, 1984.
– 294с., ил.
3. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы.- М.: Новая волна,
1996.-462с.
4. Лѐвкин А. Н., Карцова А.А. Школьная химия: самое необходимое. – СПб.:
«Авалон»; «Азбука-классика»: 2006. – 288с.
5. Карцова А.А., Лѐвкин А.Н. Органическая химия: задачи и практические
работы. – СПб.: «Авалон»; «Азбука-классика»: 2005. – 240с.
6. Артеменко А.И. Органическая химия: учебник для студентов средних спец.
учеб. заведений. – М.: Высшая школа, 1998. – 544с.
7. Петров А.А., Бальян Х.В., Трощенко А.Т. Органическая химия: учебник для
вузов//под ред. Стадничука М.Д. – СПб.: «Иван Федоров», 202. – 624с.
8. Реакции неорганических веществ: справочник /Р.А.Лидин, В.А. Молочко, Л.Л.
Андреева; под ред. Р.А. Лидина. – М.: Дрофа, 2007. – 637с.
9. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.:
Просвещение: Учеб.лит., 1997. – 256с.
10. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М.:
Владос, 2000.- 335с
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Химия 10. Учебник Для общеобразовательных школ ( базовый уровень) Н.Е.
Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара, М.: «Вентана–Граф», 2017.
2. Химия 11. Учебник для общеобразовательных школ (базовый уровень) Н.Е.
Кузнецова, А.Н. Лѐвкина, М.А. Шаталова, М.: «Вентана–Граф», 2017.
3. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы – Ростов н/Д: изд-во
«Феникс», 2000. 768с
4. ХИМИЯ. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный
уровни. 10-11 классы: под ред. В.Н.Доронькина. - Ростов н/Д: изд-во Легион,
2017. 476 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11
классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки
к экзаменам.
2. http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
3. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море
химических веществ и явлений.

4. http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия
5. http://www.alhimik.ru - Alhimik. Полезные советы, эффектные опыты,
химические новости, виртуальный репетитор, консультации, казусы и ляпсусы,
история химии
6. http://lib.morg.chem.msu.ru/tutorials/korenev/1.doc - Общая и неорганическая
химия: часть 1. Материалы по общей химии для учащихся химико-биологических
классов: основные понятия химии, строение атома, химическая связь.
7. http://lib.inorg.chem.msu.ru/tutorials/korenev/2.doc - Общая и неорганическая
химия: часть 2. Материалы по неорганической химии для учащихся
специализированных химико-биологических классов: основные классы
неорганических соединений, их свойства и способы получения

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Химия для всех»

Уровень программы: базовый
Адресат:13-16 лет
Год обучения: первый год обучения
Автор: Кушхова Жанна Валерьевна, учитель
химии

с.п.Герменчик, 2025 г.
Основные характеристики программы «Химия для всех»
Деятельность объединения «Химия для всех» имеет естественно-научную
направленность.
Количество учащихся объединения «Химия для всех» составляет 25 человек.
Из них мальчиков – 10, девочек – 15.
Учащиеся имеют возрастную категорию детей от 13 до 16 лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Цель воспитания
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом
системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого учащегося.
Задачи воспитания
- сформировать у детей уважение к своей семье, обществу, государству, к
духовно – нравственным ценностям, к национальному, культурному и
историческому наследию;
- организовать работу, направленную на популяризацию нравственных и
семейных ценностей; создание условий для сохранения и поддержки
культурных традиций, народного творчества;

- способствовать развитию у ребенка экологической культуры, бережного
отношения к природе;
- организовать работу, направленную на профилактику правонарушений,
социально-опасных явлений на основе развития сотрудничества с социальными
партнерами;
- формировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью и
потребность в здоровом образе жизни; организовать работу по профилактике
вредных привычек;
- воспитывать у детей уважение к труду; содействовать профессиональному
самоопределению учащихся.
Работа с коллективом учащихся.
Работа с коллективом учащихся детского объединения нацелена на:
- формирование практических умений по организации органов самоуправления
этике
и психологии общения,
технологии
социального
и
творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся
в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему селу.
Направленность: гражданско-патриотическая, духовно-нравственная,
здоровьесберегающая.
Форма работы: очная.
Планируемые результаты
У обучающихся будет:
- сформировано уважение к своей семье, обществу, государству, к духовно –
нравственным ценностям, к национальному, культурному и историческому
наследию;
- проведена работа, направленная на популяризацию нравственных и семейных
ценностей;
- созданы условия
для сохранения и поддержки культурных традиций,
народного творчества;
- развиты понятия экологической культуры, бережного отношения к природе; организована работа, направленная на профилактику правонарушений,

социально-опасных явлений на основе развития сотрудничества с социальными
партнерами;
- сформированы ответственное отношение к своему здоровью и потребность в
здоровом образе жизни; организованы работы по профилактике вредных
привычек;
- развиты уважение к труду; содействие профессиональному самоопределению
личности.
Работа с родителями.
Работа с родителями учащихся детского объединения включает в себя:
– организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические
беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей
в жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение
открытых занятий в течение учебного года);
оформление информационных уголков для родителей по вопросам
воспитания детей.

Календарно-тематический план
№

1.

2.

Направление
воспитательной работы

Наименование
мероприятия

Срок
выполнения

Ответственный

Планируемый результат

1.Беседа на тему «Что я знаю Сентябрь Гражданскопатриотическое воспитание о Конституции».
октябрь
2. Акция «Мы Россияне!», посвященный
Дню Конституции
РФ(вышивка, аппликации на
одежде символа РФ)

Кушхова Ж.В.

знать государственные символы
России;
-понимать значения слов Родина,
Россия, столица России, народ
России, семья и др.;
-развить чувство любви и гордости к
нашей стране, городу, своей семье,
друзьям;
-развивать чувство коллективизма,
сплоченности детского коллектива;

Духовнонравственное
воспитание

Кушхова Ж.В.

-сформировать представления о
морально-этических качествах
личности, об основных нормах и
понятиях этики;
-развить потребность к активной,
познавательной деятельности,
развитию, саморазвитию; сформировать устойчивые,
положительные представления о
личных обязанностях, ответственное
отношение к ним;

1. День учителя.
Праздничная акция для
учителей (цветы из
фаомирана).
2.Конкурс творческих работ
«Мой любимый учитель»
(открытки в стиле
«пэчворк»).

Октябрь ноябрь

3.

4.

5.

Художественноэстетическое 1. Конкурс поделок «Мы
воспитание
против терроризма!»,
посвященный Дню
солидарности в борьбе с
терроризмом (ладошки из
нетканых материалов).
2.Выставка поделок ко дню
матери.

Ноябрь декабрь

Кушхова Ж.В.

-

Спортивнооздоровительное 1.Акция, посвященная
Январь Международному дню отказа февраль
и физическое воспитание
от курения «Скажи
- нет» (вышивка,
аппликации на футболке
различных лозунгов) 2.
Делова игра
«Профилактика
ВИЧинфекции и СПИДа».

Кушхова Ж.В.

формировать потребность в активной,
подвижной деятельности, здоровом
образе жизни;
-знать правила личной и общественной
гигиены;-развивать физические
способности обучающихся детей.

Трудовое и профориентацио 1. Сто дорог - одна моя.
нное воспитание
Беседа на тему «Мир
профессий».

Кушхова Ж.В.

- сформировать положительное
отношение к любому виду труда; развить трудовое умение
организовывать свою работу; воспитать трудолюбие, творческое
отношение к труду, чувство долга и
ответственности; - научить уважать
труд людей; - познакомить
воспитанников с разнообразием
мира профессий.

Март - апрель

раскрыть творческий потенциал
обучающихся и их самореализацию;
повысить уровень
воспитанности обучающихся,
художественного вкуса, манер
общения, внешнего вида.

Воспитание
познавательных
интересов.

6.

1.Познавательная игра «Дерево Апрель - май
успеха» (мозаика из ткани в
стиле пэчворк).
2. Познавательная беседа на
тему «Мир глазами детей».

Кушхова Ж.В.

развить мотивацию к
самопознанию и самовоспитанию
личности.
сформировать мотивацию к
активной жизненной позиции и
здоровому образу жизни. - создать
условия для интеллектуального,
коммуникативного, эстетического и
физического самовыражения личности
школьника. - приобщить обучающихся
к нормам нравственности и
общечеловеческих ценностей; сформировать лидерские качества.

-

Работа с родителями.
План работы с родителями
ЦЕЛЬ: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе
учащихся, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.
ЗАДАЧИ:
• довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации,
выработать положительное отношение к ним;
• создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми
и педагогом;
• формировать доброжелательные отношения «семья – школа», «школа –
семья»;
• формировать у родителей чувство доверия к школе, группе, педагогам.
• оказывать родителям педагогическую помощь в воспитании детей в
семье;
• обеспечивать соблюдение прав ребёнка в школе и контролировать их
соблюдение в семье;
• привлекать родителей к заинтересованному активному участию в
конкурсных мероприятиях, показах, выставках, родительских собраниях;
в течение всего года поддерживать связь с родителями;
вести работу с
трудными детьми и их родителями.
№
п/п

Содержание

1.

1. Участие в работе родительского комитета в группе.

2.

1.Родительские собрания:
1.
«Основные требования к учебному процессу в
новом учебном году. Успешность обучения: от чего она
зависит?»
2.
Консультации для родителей по вопросам
воспитания детей
3.
«Организация свободного времени подростка.
Труд и отдых в летние каникулы».
4.
День открытых дверей
Участие родителей в мероприятиях:
1.Творческие конкурсы, открытые уроки, игры,
праздники, выставки и показы мод.
2.Мероприятия с участием родителей (помощь детям в
изготовлении поделок, проведении акций)

3.

Сроки

Ответственный

в течение
года
в течение
года

Кушхова Ж.В.

в течение
года

Кушхова Ж.В.

Кушхова Ж.В.

- День знаний;
- День учителя;
- Конкурсная программа ко Дню матери;
- Новогодний праздник;
- День Защитника Отечества и т.д.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».