УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании Педагогического совета
И.о. директора МКОУ СОШ с.п.Герменчик
МКОУ СОШ с.п.Герменчик
____________ Ажиева З.М.
Протокол от «26» 08 2025 г. №1
Приказ от «26» 08 2025 г. №57-ОД
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«В МИРЕ БИОЛОГИИ»
Направленность программы: Естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 12-14 лет
Срок реализации: 1 год, 72 часа
Форма обучения: очная
Автор: Марченко Наталья Ивановна - учитель биологии
с.п. Герменчик,2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база: Регламентирующая деятельность дополнительного
образования
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
3. Национальный проект «Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
Образовании».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года».
7. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте РФ.
8. Паспорт Федерального проекта от 07.12.2018 г. № 3 «Успех каждого
ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по
национальному проекту «Образование».
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 15.04. 2019 г. № 170 «Об
утверждении
методики
расчёта
показателя
национального
проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
10. Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной
службы Государственной статистики от 31.08.2018 г. № 534 «Об утверждении
статистического инструментария для организации федерального статистического
наблюдения за дополнительным образованием детей».
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
12. Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении
информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г.
№ 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (действующий).
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (вступает в силу с 01.09.2022г.
и действует до 01.09.2028г.).
15. Постановление от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
17. Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
18. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей».
19. Приказ Минобразования КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
20. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
21. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре».
22. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по независимой оценке качества образования».
23. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232109, включающая
«Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей».
24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об
утверждении
Концепции
внедрения
модели
персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
25. Приказ Минпросвещения КБР от 06.08.2020 г. №22-01-05/7221 «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в КБР».
26. Методические рекомендации по разработке и реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным
центром Минпросвещения КБР от 2021 г.
27. Постановление Местной администрации Урванского района от
09.07.2020 г. №1044 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании детей».
Направленность - Примерная программа внеурочной деятельности по
экологическому образованию для учащихся 12-14 лет составлена в соответствие с
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по биологии с использованием ресурсов «Точки
роста». Данная программа опирается на программу развития Универсальных
Учебных Действий, на программы отдельных предметов: биологии, химии, физики,
краеведение, экология; на программу воспитания и социализации учащихся.
Актуальность - Она направлена на развитие мотивации и готовности к повышению
своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические
проблемы в повседневной жизни, здорового и экологически безопасного образа
жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник
духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Новизна – Развитие исследовательской активности, формирование научной картины
мира и удовлетворение познавательных интересов в области биологии и экологии,
приобретение практических навыков и умений в области охраны природы и
природопользования. При этом использовать не только оборудование «Точки роста»,
но и IT-технологии. Интегрирование с химией и физикой.
Педагогическая целесообразность - При разработке рабочей программы учтено,
что образовательные программы по жизненно важным вопросам экологической
безопасности и здоровья являются мощным инструментом воздействия на поведение
детей и молодежи. Учитываются специфические особенности данной возрастной
группы учащихся: этнические, социально-экономические, эмоционально-личностные,
уровень коммуникативной и интеллектуальной сферы учащихся. При выполнении
поставленных задач будут использованы различные методы и приемы
педагогической деятельности.
Отличительные особенности – В ходе разработке программы были
проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ по различным предметам. Широко будут проводится
практические занятия, которые способствуют развитию способностей, умению
создавать авторские модели. Практические занятия с использованием оборудования
«Точки роста». Работая по данной программе необходимо подвести учащихся к
осознанию рационального природопользования и вести здоровый образ жизни.
Адресат программы- учащиеся 12-14 лет, заинтересованные в дополнительном
изучении биологии и экологии, любящие природу и желающие её более глубоко
познавать, используя различные ресурсы. Группа учащихся смешанная – девочки и
мальчики, различна по возрасту, поэтому делится на подгруппы.
Количество обучающихся -15-20.
Уровень программы – базовый , Объём -72 ч.
Сроки – С 02.09.2025 г. по 30.05.2026г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – стратегическая цель -экологическое, здоровье сберегающее образование –
приоритетное, обеспечивающее экологическое качество окружающей среды,
здоровья и экологической безопасности граждан страны, направленное на выживание
человечества и предо отворяющее глобальную экологическую катастрофу.
В первый год обучения – формирование основ экосистемной познавательной
модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регуляторных и
личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять
её, преобразовывать, определять её смысл, публично представлять в
просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного
образа жизни.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Выявление и развитие и поддержка талантливых детей.
Профессиональную ориентацию обучающихся.
Формирование общей культуры обучающихся.
Развитие мотивации учащихся к познанию окружающего мира.
Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через занятия.
Задачи - акцентировать внимание учащихся на экологическое состояние
окружающей среды данного населенного пункта (с.п. Герменчик) и в целом на
планете.
Знакомить учащихся с изменениями в природе под антропогенным влиянием.
Расширить знания о состоянии здоровья человека и влиянием на него
экологических факторов природы.
Предоставлять возможность вести различные наблюдения в окружающей среде и
обучать правилам наблюдения.
Мотивировать вести здоровый образ жизни и воспитывать культуру поведения в
природе.
Стимулировать стремление учащихся к познанию окружающего мира.
Побуждать вести разумный образ жизни, направленный на ресурсосбережение,
аккуратности, ответственности.
Развивать культуру общения и поведение в социуме.
Формировать активную и ответственную личность.
Поддерживать и развивать исследовательскую деятельность учащихся, связанную
со здоровье сберегающими факторами.
Осуществлять последовательную работу к приобщению здорового образа жизни
каждого ребёнка, а также удовлетворять их интерес к различным познаниям
окружающего мира.
Совершенствовать умения и навыки работы с оборудованием «Точки роста».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№№ п/
п/п
1.
1/1
1/2
1/3
1/4
2.
2/1
2/2
2/3
2/4
2/5
2/6
3.
3/1
3/2
3/3
Наименование раздела, темы
Кол-во Кол-во часов
Кол-во часовФорма аттестации
часов
всего
теория
практика
/ контроля
4
2
2
Введение.Техника безопасности в
кабинете.
Экология как наука
Методы экологических исследований.
Экскурсия
«Осенние явления в природе»
Среда и экологические факторы
Экологические факторы, общие
закономерности их влияния на
организмы.
Закон оптимума. Закон минимума.
Биологические ритмы. Фотопериодизм
Вода как среда жизни. Л/Р: «Изучение
приспособленности организмов к
водной среде обитания»
Наземно- воздушная среда обитания.
Л/Р: «Изучение приспособленностей
организмов к данной среде обитания»
Почвенная среда обитания. Л/Р:
«Изучение приспособлений организмов
к данной среде обитания»
Организменная среда обитания. Л/Р:
«Изучение приспособлений организмов
к данной среде обитания»
Сообщества и экосистемы.
9
Биоценозы, биогеоценозы
Круговорот веществ и превращение
энергии в природе
Антропогенные нагрузки с.п. Герменчик
(Экскурсия на прилегающую
территорию СОШ)
1
1
12
1
1
8
12
2
презентации
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6
2
2
6
2
сообщения
3/4
3/5
3/6
4.
4/1
4/2
4/3
4/4
4/5
4/6
4/7
4/8
4/9
4/10
5.
5/1
5/2
5/3
5/4
5/5
5/6
5/7
5/8
5/9
5/10
5/11
Экологическая акция по сбору семян
цветковых растений и работа на на
пришкольном цветнике
Биосфера –глобальная экосистема.
Влияние человека на планету.
Парк – искусственная экосистема
(Экскурсия в парк отдыха в селе)
Влияние природных факторов на
здоровье человека.
Экология человека. Здоровье и образ
жизни.
Экстремальные факторы среды.
Иммунитет и здоровье человека.
П/Р: «Правильное дыхание. Влияние
холода на частоту
дыхательных
движений»
Рациональное питание и культура
здоровья.
П/Р: «О чем может рассказать упаковка
на продуктах питания»
Воздействие солнечных лучей на кожу.
Участие кожи в терморегуляции.
Роль одежды в терморегуляции.
Стресс как негативный биосоциальный
фактор
Факторы среды и здоровье человека.
Среда жизнедеятельности человека
Экология жилища.
Световой режим: его компоненты,
влияние на здоровье человека.
Л/Р: «Изучение естественной
освещённости квартиры»
Запах. Действие некоторых запахов на
человека.
Декор. Создание композиций.
Акустистический режим.
Внутридомовой шум, его устранение.
П/Р: «Воздействие шума на остроту
слуха»
Л\Р: «Изучение воздушного режима
жилища»
Оптимальный тепловой режим
помещения
Л/Р: «Оценка температурного режима
помещения»
Экологическая безопасность дома и во
дворе.
Организация различных экологических
акций на пришкольном
дворе
2
2
2
20
14
презентации
6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
22
2
12
2
проекты
10
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6.
6/1
6/2
6/3
Гигиена труда и отдыха
6
Биологические ритмы организма:
суточные, недельные, сезонные.
Периоды изменения работоспособности.
П/Р: «Режим дня»
Микроклимат в классе и дома
Всего:
72
2
2
2
40
проекты
32
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании первого года обучения обучающиеся:
Предметные результаты: -Будут знать о научной области экологии, предмет её
изучения;
- Обучающиеся будут иметь представление о принципе предосторожности;
-О способах экологической безопасного образа жизни в местных условиях;
Личностные результаты: -Обучающиеся будут знать о историческом опыте
экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
-Обучающиеся будут иметь представления о моделях поведения в условиях
экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение
её;
Метапредметные результаты: -Обучающиеся будут знать о способах
ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды,
изделий из дерева и др.)
-О роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении
материальных запросов и духовных потребностей человека;
Умения:
- Обучающиеся будут давать определения «экологический риск», «экологическая
безопасность»;
-Обучающиеся будут применять экосистемную познавательную модель для
обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
- Обучающиеся будут устанавливать причинно-следственные связи между
ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностям расточительного
потребительства;
- Обучающиеся будут называть источники информации, из которых можно узнать об
экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
- Обучающиеся будут приводить примеры экологически сообразного образа жизни и
нерасточительного природопользования в местных условиях;
- Будут выражать отношение к случаям экологического вандализма,
расточительному потребительскому ресурсосбережению, вредным привычкам;
-Обучающиеся будут демонстрировать личную готовность бережного отношения к
природе; к самоограничению в целях сохранения экологического качества
окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни;
-Будут находить нужную информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
- Обучающиеся пересказывать полученную информацию своими словами, публично
её представлять;
- Будут различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
- Обучающиеся будут выполнять проект;
- Будут называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в
планировании её действий.
Календарно – тематическое планирование
№
№
П.П
.
1.
2.
3.
4.
5.
Дата
заняти
я
по
плану
Дата
заняти
я
по
факту
Наименования
раздела, темы
Кол Содержание
.
деятельности:
час теоритическая
часть
Раздел
№1.Введение
Инструкция ТБ.
Ведение в
программу –
Экология как
наука.
Экология,
методы
исследований
живой природы
Осенние явления
в природе
4
Раздел №2.Среда
и экологические
факторы
Экологические
факторы, общие
закономерности
их влияния на
организмы
12
1
1
2
1
Содержание
деятельности:
практическая
часть
Инструктаж
учащихся.
Беседазнакомство с
экологией.
Знакомство с
методами
исследований
природы
БеседаОсенние
явления в
природе
Использовани
е
оборудование
ТР и IT
Беседа о
экологических
факторах
Использовани
е IT,
презентация
Использовани
е
оборудования
ТР и IT
Изучение
растений на
пришкольном
дворе экскурсия
Форма
аттестаци
и/
контроля
6.
Биологические
ритмы.
Фотопериодизм.
1
7.
8.
Вода как среда
жизни.
Изучение
приспособленнос
ти организмов к
данной среде
обитания.
Наземновоздушная среда
обитания.
Изучение
приспособленнос
ти организмов к
данной среде.
Почвенная среда
обитания.
Изучение
приспособленнос
ти организмов к
данной среде.
Организменная
среда обитания.
Изучение
приспособленнос
ти организмов к
данной среде
обитания.
Раздел №3.
Сообщества и
экосистемы
Биоценозы,
биогеоценозы
2
16.
Круговорот
веществ и
превращение
энергии в
природе
1
17.
18.
Антропогенные
нагрузки с.п.
Герменчик
2
19.
20.
Экологические
акции.
2
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Беседа о
биоритмах.
Фотопериодиз
ме у растений
Беседа об
особенностях
водной среды
Презентация
2
Беседа об
особенностях
наземновоздушной
среды
обитания
Л/Р с
использование
м
оборудования
ТР и IT
2
Беседа об
особенностях
обитания в
почвенной
среде
Презентация
2
Рассказ об
особенностях
данной среды
Презентация
Лекция о
биоценозах и
биогеоценозах
Беседа о
круговороте
веществ
превращении
энергии в
природе
Беседа об
антропогенных
нагрузках на
село
Беседа о
значение
экологических
акций
Презентация
Л/Р с
использование
м
оборудования
ТР и IT
Проект
9
1
Презентация
Экскурсия в
центр села
Подготовка
школьного
цветника к
зиме
Проект
21.
Биосфера –
глобальная
экосистема.
Влияние
человека на
планету.
1
Лекция о
биосфере.
22.
23.
Парк –
искусственная
экосистема
Раздел
№4.Влияние
природных
факторов на
здоровье
человека
Экология
человека.
Здоровье и образ
жизни человека.
Экстремальные
факторы среды
2
Беседа об
искусственных
экосистемах
27.
28.
Иммунитет и
здоровье
человека
2
29.
Правильное
дыхание.
Значение.
Влияние холода
на частоту
дыхания
1
31.
32.
Рациональное
питание и
культура питания
2
33.
34.
О чём может
рассказать
упаковка
Воздействие
солнечных лучей
на кожу. Участие
кожи в
терморегуляции
2
23.
24.
25.
26.
30.
35.
36.
Изучение
влияния
человека на
планету с
использование
м
оборудования
ТР и IT
Экскурсия в
Проект
сельский парк
отдыха
20
2
Беседа – Что
такое экология
человека.
Презентации
2
Лекция об
экстремальных
факторах
среды
Беседа об
иммунитете
Презентации
1
2
Беседа о
правильном
дыхании
Беседа о
влиянии
холода на
частоту
дыхания
Беседа о
рациональном
питании
подростка
Рассказ о
штрих кодах
на упаковке
Беседа о
солнечных
лучах и их
воздействии на
кожу
Сообщения
учащихся об
иммунитете и
значении его
для здоровья
человека
Презентация
П/Р с
использование
м
оборудования
ТР и IT
П/Р:
Составление
режима
питания
П/Р: Работа со
штрих кодами
Презентации
Проект
37.
38.
Роль одежды в
терморегуляции
2
39.
40.
Стресс как
негативный
биосоциальный
фактор
2
41.
42.
Факторы среды и
здоровье
человека
2
Раздел№5. Среда
жизнедеятельнос
ти человека
Экология
жилища
22
45.
46.
Световой режим
и его
компоненты,
влияние на
здоровье
человека
2
47.
48.
Запахи. Действие
некоторых
запахов на
человека.
2
49.
50.
Декор жилища,
его значение и
влияние на
состояние
человека
Акустический
режим.
Внутридомовой
шум, его
устранение.
2
43.
44.
51.
52.
2
2
Беседа о
значении
качества
одежды в
терморегуляци
и
Беседа –
Стресс как
негативный
биосоциальны
й фактор
Лекция –
обобщение о
факторах
среды и
влияние их на
здоровье
человека
Презентации
Рассказ с
элементами
беседы -Что
такое экология
жилища
Лекция-Что
такое световой
режим
Презентация
ЛекцияЛетучие
вещества, их
влияние на
здоровье
человека
Беседа об уюте
в доме и
влиянии его на
здоровье
человека
Беседа о
влиянии шума
на здоровье
человека и его
устранение
Проект
П/Р: Разбор
конфликтных
ситуаций
Презентации
Проект
Л/Р:
Проект
«Изучение
естественной
освещённости
квартиры», с
использование
м
оборудования
ТР
Презентации
Презентация
Презентация
53.
54.
Воздействие
шума на остроту
слуха
2
55.
56.
Изучение
воздушного
режима жилища
2
57.
58.
Оптимальный
тепловой режим
помещений
школы
2
59.
60.
Оценка
теплового
режима квартиры
2
61.
62.
Экологическая
безопасность в
доме и во дворе
2
63.
64.
Организация
различных
экологических
акций в школе и
на пришкольном
дворе
Раздел №6:
Гигиена труда и
отдыха
Биологические
ритмы организма
человека.
Периоды
изменения
работоспособнос
ти
Физиологическая
и психическая
адаптация к
нагрузкам
2
65.
66.
67.
68.
Беседа о
влиянии шума
на остроту
слуха
Л/Р с
использование
м
оборудования
ТР
Беседа –Что
Л/Р:
такое
«Изучение
воздушный
состава
режим жилища воздуха с
использование
м
оборудования
ТР
Беседа об
Л/Р:
оптимальном
«Изучение
тепловом
температуры
режиме
класса» с
классного
использование
помещения
м
оборудования
ТР
Беседа как
Презентация
создать
правильный
тепловой
режим
квартиры
Беседа Презентация
Экологическая
безопасность
дома и во
дворе
Беседа о
Работа на
значении
школьном
экологических дворе
акций
6
2
Беседаознакомить
учащихся с
биоритмами
человека
Презентация
2
Беседа о
нагрузках на
организм
человека
Презентация
69.
70.
Осенние явления
в природе
2
Беседа об
осенних
явлениях в
природе
Экскурсия на
окраину села
71.
72.
Весенние явления
в природе
2
Беседа о
весенних
явлениях в
природе
Экскурсия на
окраину села
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании Педагогического совета
И.о. директора МКОУ СОШ с.п.Герменчик
МКОУ СОШ с.п.Герменчик
____________ Ажиева З.М.
Протокол от «26» 08 2025 г. №1
Приказ от «26» 08 2025 г. №57-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«В мире биологии»
Уровень программы: базовый
Адресат:12-14 лет
Год обучения: первый год обучения
Автор: Марченко Наталья Ивановна,
учитель химии
с.п.Герменчик, 2025 г.
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
является общеразвивающей и имеет естественнонаучную направленность.
Цель программы «Юный эколог»: формирование сознательно-научного,
нравственно-этического отношения обучающихся к окружающей среде на
интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе.
Только при таком отношении соблюдение моральных и правовых норм,
практическая деятельность экологического характера приобретают
добровольный, свободный характер.
Целью обучения в дополнительном образовании является формирование
творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и
умений, формирования общей экологической культуры, формирование
ответственного отношения к окружающей среде, воспитание начальных навыков
экологической культуры.
Задачи программы:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
формирование первичных умений, связанных с выполнением
практических и лабораторных работ;
углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний
экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о
взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими
школьниками, как частью природы;
воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и
в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от
разрушительных для экосистем действий.
Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и
одновозрастные группы детей от 12-13 лет. Сроки реализации программы: 1 год
(72 часа).
Режим занятий: Продолжительность одного занятия по программе обучения - 1
академический час (45 минут): в неделю 2 занятия.
Наполняемость группы: 25 человек.
Форма обучения: очная.
Формы занятий: Основными формами организации обучения являются:
индивидуальная - индивидуальные исследования, самостоятельные,
лабораторные работы, ведение полевого дневника, оформление отчетов и
докладов к конференции, зачеты, тестовые олимпиады;
коллективная - обучение проводится сразу со всей группой по
теоретическим темам модуля программы, а также фронтальная итоговая работа
по темам модуля;
групповая - выполнение заданий в подгруппах во время экскурсий,
полевых исследований, самостоятельных лабораторных и практических работ.
Занятия каждого модуля включают в себя организационную, теоретическую,
практическую, исследовательскую и творческую части. Организационная часть
должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов,
иллюстраций, коллекций, оборудования.
Теоретическая часть занятий при работе должна включать в себя необходимую
информацию о теме и предмете знания. Практическая, исследовательская и
творческая части должна обеспечить самостоятельную деятельность детей
Данная программа по экологии предполагает обучение в игровой форме, что
очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята
рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с
экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что
способствует развитию творческих способностей детей.
Принципы, лежащие в основе программы:
-
принцип единства сознания и деятельности;
-
принцип доступности
-
принцип наглядности;
-
принцип личностной ориентации;
-
принцип системности и целостности;
-
принцип экологического гуманизма;
-
принцип краеведческий;
-
принцип практической направленности.
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения программы «Юный эколог» являются: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни
и сохранения здоровья.
-
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей
среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения программы «Юный эколог» является
(УУД).
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта.
-
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
-
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
Ожидаемые результаты
Предполагаемая результативность программы:
-
развитие внимания, наблюдательности.
-
привитие эстетического восприятия.
наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального
окрашенного отношения к окружающему миру.
-
повышение уровня экологической грамотности;
-
развитие творческих способностей у воспитанников;
обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение
принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых
знаний;
-
формирование бережного отношения к природе;
-
повышение уровня нравственного экологического воспитания;
-
привитие рационального использования ресурсов природы;
-
формирование экологической ответственности.
-
формирование умений правильного поведения в природе;
-
обогатить знания о природе
Исследовательские умения:
-
приобретение обучающимися практических экологических
и
природоохранительных навыков;
-
выполнение простейших экологических исследований
условиях.
Организационно - пропагандистские умения:
-
применение знаний законодательства об охране природы;
в полевых
-
планирование практических дел по охране природы;
-
пропаганда здорового образа жизни.
Поведенческие умения:
-
формирование умений правильного поведения в природе.
Опознавательные умения:
-
распознание объектов природы.
обучающиеся должны уметь наблюдать за природными явлениями, за
взаимосвязями живых организмов и объяснять увиденное.
учащиеся должны проявлять бережное отношение к живым организмам.
Развивать в процессе общения память, внимание, речь, мышление, эмоционально
- волевую сферу.
развивать умение анализировать глобальные региональные экологические
проблемы.
По окончании обучения по программе обучающиеся должны уметь:
Описывать:
грамотно использовать основные научные категории, необходимые для
выполнения исследовательской работы: проблема, объект и предмет
исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в
экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое
взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический
мониторинг;
-
определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических
факторов и компонентов экосистем.
Объяснять:
-
экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или
под воздействием антропогенного фактора;
-
необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
-
зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
Прогнозировать и проектировать:
анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем
своей местности;
-
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
-
прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния
экосистем местного уровня;
оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных
сообщений, рефератов, проектов, основные составляющие природы.
1.
Способы проверки результатов освоения программы
Освоение программы может быть в форме:
•
тестирования,
•
практического тура олимпиады,
•
слета юных экологов,
•
учебно-исследовательской конференции,
•
игры,
•
защиты исследовательской работы,
•
защиты реферата,
•
подготовки проектов,
•
зачета,
•
компьютерного тестирования
Проектная работа выполняется в двух вариантах: в виде проектов небольшими
группами и в форме индивидуальных исследовательских проектов. Они
представляются и оцениваются на основе, как устного доклада, так и в форме
презентации.
Формами проведения итогов реализации данной общеобразовательной
программы являются выставки, защита проекта, участие в конкурсах школьного,
районного, краевого и Всероссийского масштаба.
Содержание программы
Раздел 1. «Введение. Экология как наука»
Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и
природы. Изменение характера природопользования в процессе развития
человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное
воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Положительное и
отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу.
Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле. Разнообразие условий
жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов
от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Среда обитания.
Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем
воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы.
Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Знакомство с другими науками, связанные с экологией. Проведение инструктажа
по технике безопасности «При проведении прогулок, экскурсий, туристических
походов». Заочное знакомство с природой материков и океанами мира.
Раздел 2. «Среда и экологические факторы»
Приспособление растений к высоким и низким температурам. Улучшение
температурных условий для растений. Как поступает и удерживается вода в
растениях, на что расходуется. Экологические группы растений по отношению к
воде. Обеспечение растений водой. Газовый состав воздуха в жизни растений.
Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.
Экологические группы растений по отношению к различным свойствам почв.
Создание и оформление клумб на пришкольном участке.
Озеленение школы. Пересадка комнатных цветов в кабинете географии. Охрана
и применение лекарственных растений. Сбор лекарственного сырья,
изготовление гербария. Изучение ядовитых и лекарственных растений в
окрестностях посёлка. Съедобные и несъедобные грибы.
Раздел 3. «Сообщества и экосистемы».
Популяции. Группа особей одного вида, длительно занимающая определённую
территорию и способная к свободному скрещиванию. Основные характеристики
популяций: численность, плотность, половая и возрастная структура, динамика.
Типы популяций: стабильные, растущие, сокращающиеся.
Сообщества (биоценозы). Совокупность популяций разных видов,
взаимодействующих в пределах одной территории. Компоненты сообщества:
продуценты (создают органические вещества), консументы (потребляют готовую
органику), редуценты (разлагают мёртвую органику). Также рассматривается
видовая структура сообщества: видовое разнообразие, доминантные и редкие
виды.
Экосистемы. Совокупность биоценоза и абиотической среды (почва, вода,
воздух, климат). Примеры экосистем: лес, озеро, пустыня, коралловый риф.
Рассматриваются потоки энергии и круговороты веществ: пищевые цепи,
экологические пирамиды, круговороты (углерода, азота, воды). Также изучается
устойчивость и динамика экосистем: сукцессия (последовательная смена
сообществ, например, после пожара), климаксное сообщество (устойчивое
состояние экосистемы).
Раздел 4 «Экология и человек»
Экологические факторы и их влияние на организм человека. Пути улучшения
экологического состояния территории Левокумского района. Создание эмблемы
своего детского объединения. Эффективное потребление энергии.
Альтернативные источники энергии. Объяснить понятие «отходы». Проблемы
утилизации отходов. Вторичное производство. Состояние окружающей среды и
здоровье человека. Формирование представления о «парниковом эффекте»,
кислотных дождях, озоновых «дырах», причинах их возникновения и пути
решения. Определить факторы риска и познакомить учащихся с правилами
защиты организма от вредных веществ. Природные факторы, влияющие на
организм человека. Факторы риска здоровья. Природная среда обитания.
Техногенная среда обитания. Социальная среда обитания. Качество окружающей
среды и здоровье человека.
Раздел 5 «Среда жизнедеятельности человека»
Экология жилища. Световой режим и его компоненты, влияние на здоровье
человека. Запахи. Действие некоторых запахов на человека.
Декор жилища, его значение и влияние на состояние человека
Акустический режим. Внутридомовой шум, его устранение. Воздействие шума
на остроту слуха. Изучение воздушного режима жилища. Оптимальный
тепловой режим помещений школы. Оценка теплового режима квартиры.
Экологическая безопасность в доме и во дворе. Организация различных
экологических акций в школе и на пришкольном дворе. Приспособление
растений к высоким и низким температурам. Улучшение температурных
условий для растений. Как поступает и удерживается вода в растениях, на что
расходуется. Экологические группы растений по отношению к воде.
Обеспечение растений водой. Газовый состав воздуха в жизни растений.
Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.
Раздел 6 «Гигиена труда и отдыха»
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением
характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной
жизни, увеличением рисков техногенного, экологического и психологического
характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Здоровье –
бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана
собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе
перекладывать ее на окружающих. Какой бы совершенной ни была медицина, она
не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего
здоровья, за которое надо бороться. Недостаток движения, недостаток физической
работы, физических упражнений – характерная черта нашего времени, болезнь
века, как говорят многие. Поэтому необходимо не забывать о разумной
профилактике, чтобы не допустить заболеваний в дальнейшем.
Одной из составляющих здорового образа жизни на сегодняшний день
является рациональный режим труда и отдыха.
Труд – истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека.
Существует неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем якобы
“износ” организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное
старение.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей и их
интересов.
Каждое занятие должно быть интересным для детей. Использование наглядных
пособий, технических средств (кино, радио, телевидение, диапозитивы, звуковые
записи) способствуют лучшему усвоению материала.
Проведение занятий в игровой форме, включение подвижных игр повысят
интерес к занятиям и позволяют создать необходимый эмоциональный настрой и
побудить детей к разносторонней работе. Игровые приемы развивают
активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению
восприятия учебного материала, развивают самостоятельность и активность
личности, способной реализовать себя в социуме.
В зависимости от цели и содержания учебного материала занятия могут
проводиться в форме беседы, рассказа, лекции, дискуссии, экскурсии,
практикума. Для реализации программы используются дидактические, нагляднодидактические пособия, определители, тестовые задания, образцы природных
объектов.
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями,
умениями и навыками по экологии. Помещение для проведения занятий должно
быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное
проветривание помещения. В процессе обучения обучающиеся и педагог
должны строго соблюдать правила техники безопасности.
Основные части занятия:
-
введение - создание эмоционального отношения к работе,
-
обсуждение пройденного ранее материала;
знакомство с новым материалом - беседа, рассматривание дидактических
материалов,
-
подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;
-
творческая деятельность детей;
-
анализ результатов, подведение итогов занятия.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Столы (один на два воспитанника)
Стулья (для каждого воспитанника)
Компьютер (один)
Фотоаппарат (один на группу)
Медиа проектор (один)
Экран (один)
Походная аптечка (групповая и индивидуальные)
Демонстрационный наглядный материал, плакаты
Гербарии лекарственных растений
Компасы
Видеотека (коллекция видеофильмов на тему Экология»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" С.П. ГЕРМЕНЧИК
УРВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«В мире биологии»
Уровень программы: базовый
Адресат:12-14 лет
Год обучения: первый год обучения
Автор: Марченко Наталья Ивановна,
учитель химии
с.п.Герменчик, 2025 г.
Пояснительная записка воспитательной работы
Воспитание осуществляемое в дополнительном образовании имеет огромное
значение в развитии обучаемых.
Воспитательная работа в детском объединении дополнительного образования
имеет две составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и
формирование детского коллектива.
При организации индивидуального процесса решается ряд педагогических задач:
- помощь адаптироваться в коллективе, занять достойное место в нём;
-выявление и развитие индивидуальных возможностей и способностей
обучающихся;
- формирование у ребёнка уверенности в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
- способствовать удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создать каждому «ситуацию успеха»;
- способствовать развитию в ребёнке психологическую уверенность перед
публичными показами (выступлениями, выставками, презентациями и др.);
- формировать у обучаемых адекватность в оценке и самооценке, стремится к
получению профессионального анализа результатов своей работы;
- создать условия творческих способностей учащихся.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива:
- создать доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый
ребёнок будет ощущать себя необходимым и значимым;
- создать «ситуацию успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить само
утверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
- использовать различные формы массовой коллективной работы, в которых
каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в
разных социальных ролях;
- создать в объединении органов детского самоуправления, способных реально
влиять на содержание его деятельности.
Приоритетным направлением в организации воспитательной работы:
-духовно-нравственное воспитание, которое формирует ценные представления о
морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни,
справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, достоинство,
любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительных
отношениях к традициям, культуре и языку своего народа и других народов
России.
- трудовое и профессиональное ориентированное воспитание формирует знания,
представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и
профессиональные направления обучающихся;
- воспитание познавательных интересов формирует потребность приобретения
новых знаний, интерес к творческой деятельности.
Цели и задачи воспитания
Цель воспитания: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, умеющего оценивать экологические угрозы
современности.
Задачи воспитания:
-Способствовать развитию личности обучающегося, способного вырабатывать и
реализовывать собственный взгляд на мир;
-Развивать в детском коллективе дружеские отношения через разнообразные
формы;
-Способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в процессе жизнедеятельности;
-Формирование и пропаганда здорового образа жизни;
- Развивать сознательное отношение к ресурсосбережению и применению на
практике;
-Формировать и пропагандировать бережное отношение к природе;
-Способствовать продолжению воспитания любви к малой Родины, опираясь на
национальные традиции;
-Развивать познавательную деятельность учащихся к окружающему миру;
-Формировать умения вести исследования и создавать проекты.
Направленность: естественнонаучная
Формы: беседы, лекции, круглые столы, встречи с интересными людьми,
практические и лабораторные работы, экскурсии в музеи и на природу.
Результат воспитания обучающихся:
- У обучающихся будут сформированы практические умения самоуправления
психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
-Обучающиеся будут обладать умениям и навыкам самоорганизации, формированию
ответственности за себя и других;
-У обучающихся будет формирована активная гражданская позиция;
- У обучающихся будет сформировано сознательное отношение к труду;
- У обучающихся будет продолжено формирование практических умений бережного
отношения к природе;
- Будет продолжено обучение умениям и навыкам разумного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих.
Работа с родителями:
- Будет организована система индивидуальной и коллективной работы с родителями
– тематические беседы, собрания, собрания, индивидуальные беседы;
- Будет продолжена работа по сплочению родительского коллектива и вовлечение
родителей в работу объединения – организация и проведение открытых мероприятий
в течении года, экскурсий в музеи и на природу, созданию электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий;
- Будет оформлены информационные уголки для родителей по вопросам воспитания
детей;
Календарный план воспитательной работы объединения
Естественно-научной направленности (биология) – «В мире биолгии»
на 2025 – 2026 учебный год
№
№
П.
П.
1.
Направление
воспитательн
ой
работы
Гражданскопатриотическ
ое
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Познавательн
ых интересов
Срок
Наименование выполнен
мероприятия
ия
Ответственн
ый
Планируем
ые
результаты
Международн
ый День
охраны
озонового
слоя
О пользе
здорового
питания
Сентябрь
Марченко
Н.И.
Октябрь
Марченко
Н.И.
Вызвать
интерес к
изменениям
в озоновом
экране
Задуматься
о значении
здорового
питания
Понять о
глобальных
изменениях
в
окружающе
й среде во
время
войны
Определить
значимость
иммунитета
О
многообраз
ии и
значении
дикой
природы
Значении
экологическ
их знаний
Охраны
среды
«О запрете
Ноябрь
использования
окружающей
среды во
время войны»
Марченко
Н.И.
Всемирный
день
иммунитета
Всемирный
день дикой
природы
1марта
Марченко
Н.И.
3 марта
Марченко
Н.И.
День
15 апреля
экологических
знаний
День
Май
окружающей
среды
Марченко
Н.И.
Марченко
Н.И.
Примечан
ие
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
2. http://www.fcior.edu.ru/
3. Эйдос – центр дистанционного образования.
4. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий» http://schoolcollection.edu.ru/)
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
5. http://www.fcior.edu.ru/
6. Эйдос – центрдистанционногообразования.
7. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
8. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.http://school-collection.edu.ru/)
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
9. http://www.fcior.edu.ru/
10. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
11. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
12. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
13. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
14. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены
новости
образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
15. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебные пособия (раздаточный материал.)
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, ноутбук, проектор, плакаты
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ
гербарий, микроскоп, лупа ручная, набор микропрепаратов, оборудование «Точки роста».